АУТИЗМ КАК НАРУШЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Исследователи предполагают, что корень аутизма — в сниженной способности прогнозирования, ведущей к тревожности.

Источник: http://neurosciencenews.com/autism-hypothesis-prediction-anxiety-1426/
Перевод: Татьяна Скрипко

мозг в руке

Аутизму присуще множество разных симптомов: сложности взаимодействия с окружающими, повторяющееся поведение, повышенная чувствительность к звукам и другим стимулам. Нейробиологи Массачусетского технологического института выдвинули новую гипотезу, объясняющую такие реакции, и возможно, им удастся найти неврологическую основу многих разнообразных особенностей этого нарушения.

Ученые предполагают, что корень аутизма — в сниженной способности предсказывать события и действия других людей. Аутичному ребенку мир кажется не упорядоченным, а «магическим» местом, где все события происходят беспорядочно и непредсказуемо. С этой точки зрения такие симптомы аутизма, как повторяющиеся действия и стремление к структурированному пространству можно рассматривать как стратегии преодоления, помогающие жить в непредсказуемом мире.

Исследователи надеются, что если эта объединяющая теория окажется верной, можно будет найти новые методы борьбы с аутизмом.
«Существующие на данный момент методы исходят из конечных симптомов. Мы же предполагаем, что в основе нарушения лежит более глубокая проблема, поэтому необходимо работать с ней напрямую», — говорит Паван Синха (Pawan Sinha), профессор кафедры мозга и когнитивных наук, ведущий автор данного исследования, опубликованного в официальном издании Национальной академии наук США (Proceedings of the National Academy of Sciences).

«Не знаю, какими методами эффективней улучшать навык прогнозирования, но по крайней мере целью вмешательства должен стать именно этот дефицит, а не другие проявления аутизма», — добавляет он.

Нарушением способности прогнозирования можно также объяснить, почему дети с аутизмом часто гиперчувствительны к сенсорным стимулам. Большинство людей могут привыкнуть к непрекращающимся стимулам, таким как фоновые шумы, прогнозируя, что эти шумы или другие стимулы, вероятно, будут продолжаться. Но ребенку с аутизмом гораздо сложнее адаптироваться. Хосе-Луис Оливарес (Массачусетский технологический институт).

Глава исследования — почетный профессор кафедры мозга и когнитивных наук Ричард Хелд (Richard Held). Другие авторы: работающие над совместными исследованиями Маргарет Кьедгаард (Margaret Kjelgaard) и Сидни Даймонд (Sidney Diamond), научный сотрудник Тапан Ганди (Tapan Gandhi), аспиранты Клеовулос Цгридес (Kleovoulos Tsourides) и Анни Кардину (Annie Cardinaux), а также исследователь Димитриос Пантазис (Dimitrios Pantazis).

Как жить в непредсказуемом мире

У Синха и его коллег возникла идея, что в основе аутизма может лежать неспособность к прогнозированию, поскольку со слов родителей, многим детям с аутизмом необходимо контролируемое и предсказуемое окружение.

«Стремление к однообразию – одно из часто встречающихся проявлений аутизма», — говорит Синха. «А это практически то же самое, что стремление к предсказуемости».

Большинство людей могут запросто оценить вероятность определенного события, например, что сделает другой человек, или по какой траектории полетит мяч. Исследователям пришло в голову, что дети с аутизмом не умеют вычислять вероятности предстоящих события.

Этот гипотетический дефицит может вызывать несколько из наиболее распространенных симптомов аутизма. Например, повторяющееся поведение и приверженность к четкому структурированию уменьшает тревожность, вызванную непредсказуемостью, даже у людей без аутизма.

«Возможно, так человек пытается предотвратить тревожное состояние, создав структуру в окружении, которое без нее кажется хаотичным», — говорит Синха.

Нарушением способности прогнозирования можно также объяснить, почему дети с аутизмом часто гиперчувствительны к сенсорным стимулам. Большинство людей могут привыкнуть к непрекращающимся стимулам, таким как фоновые шумы, прогнозируя, что эти шумы или другие стимулы, вероятно, будут продолжаться. Но ребенку с аутизмом гораздо сложнее адаптироваться.

«Когда не можешь привыкнуть к стимулам, очень скоро они начинают действовать угнетающе. Представьте, что не можете убежать от какофонии, которая попадает Вам в уши или глаза», — говорит Синха.

У детей с аутизмом также снижена способность понимать мысли, чувства и побуждения другого человека, то, что называют «моделью психического». С точки зрения команды Массачусетского технологического института, это может быть результатом неспособности предсказывать поведение другого человека на основе предыдущих взаимодействий. Людям с аутизмом сложно пользоваться контекстом такого типа, они склонны интерпретировать поведение, основываясь лишь на происходящем в текущий момент времени.

Леонард Раппапорт (Leonard Rappaport), глава кафедры медицины развития в Бостонской детской больнице говорит, что новая теория — «объединяющая концепция, которая может дать нам новые подходы к пониманию этиологии и, возможно, совершенно новые парадигмы лечения этого сложного расстройства».

«Это не первая теория, пытающаяся объяснить симптоматику, которую мы ежедневно наблюдаем в наших клинических программах, но, кажется, эта новая теория смогла объяснить больше, чем все предыдущие, которые объясняли отдельные симптомы», — говорит Раппапорт, который также принимал участие в работе.

Все дело во времени

По мнению ученых, разные дети демонстрируют различные симптомы аутизма в зависимости от интервала времени, для которого проявляется нарушение прогностической функции.

«В диапазоне миллисекунд дефицит прогнозирования, скорее всего, проявится в виде речевых нарушений, в пределах десятков миллисекунд – как нарушение моторных функций, а в интервале нескольких секунд – больше проявляются социальные нарушения социального взаимодействия и планирования».

Гипотеза также предполагает, что некоторые когнитивные навыки (те, что основаны скорее на правилах, нежели чем на предсказании) у человека с аутизмом должны остаться неповрежденными, либо даже развиться сильнее. Это способности к решению математических задач, рисованию, музыке, которые часто являются сильными сторонами людей с аутизмом.

Некоторые более ранние исследования пытались локализовать разделы мозга, задействованные при прогнозировании. Пока что наиболее вероятные кандидаты – базальные ядра, прилежащее ядро и мозжечок — структуры, которые часто имеют аномалии развития у аутичных пациентов. «На данный момент связь лишь гипотетическая, но я думаю, в будущем научные изыскания в данном направлении принесут плоды», — говорит Синха.

Команда Синхи уже начала тестировать некоторые элементы гипотезы о дефиците прогнозирования. Предварительные результаты одного исследования предполагают, что у детей с аутизмом нарушен механизм адаптации к сенсорным стимулам. В ряде других экспериментов исследователи тестируют способность детей с аутизмом следить за движущимися предметами, например, за мячом. «Данная гипотеза приводит нас к совершенно конкретным исследованиям», — говорит Синха. «Мы надеемся привлечь к участию в исследованиях семьи и детей с аутизмом, чтобы проверить нашу теорию».

 

Оставить свой комментарий

Вверх
© 2017    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти