Профессиональная подготовка

Различные модели поведенческого вмешательства, направленные на коррекцию и адаптацию людей с аутизмом, основаны на фундаментальном методе прикладного поведенческого анализа (АВА)

АВА в школе

Анализ поведения – это область науки, изучающей влияние факторов окружения на поведение. Любое поведение зависит как от биологических факторов, так и от факторов окружающей человека среды. Специалисты любой из областей человеческой деятельности, от педагогики и социологии до маркетинга, исследуют и оценивают, как различные составляющие окружающей среды могут влиять на человеческое поведение, и как, посредством своего влияния, могут  формировать знания людей и добиваться своих социальных целей.

Поведенческий анализ строится на основных принципах любой научной дисциплины: однозначный методологический инструментарий, четкая терминология, объективные измерения, контролируемые эксперименты, анализ данных и репликация результатов.

Прикладной поведенческий анализ – формализованный способ приложения разработанных в поведенческих науках методик и инструментов в конкретной практике модификации любого индивидуального поведения.

Любое поведение может быть   модифицировано: желаемое усилено, а нежелаемое ослаблено вплоть до полного его вымирания.

На первый взгляд, это утверждение звучит  слишком просто, а иногда и жестко. Однако какие бы проблемы в воспитании и обучении ребенка мы не пытались решить, мы должны четко осознавать, что все эти проблемы проявляются через поведение.

Не хочет учиться? Не сидит за столом? Не слушает родителя? Не может прочитать подряд двух страниц? Не может сосредоточиться? Не желает заниматься необходимым и стремиться бесконечно заниматься несущественным (вредным, опасным)? Не участвует в совместной деятельности?
Сотни таких вопросов ставит перед педагогом и родителем ребенок, развивающийся по нейроотличному пути. Задержка в развитии ребенка – не всегда именно задержка. Путь развития ребенка может быть просто особым, «окольным», специфическим. При подобной модели развития большинство педагогических приемов, прекрасно работающих с нейротипичными детьми, пусть и отстающими в своем прогрессе от сверстников, может иметь нулевой эффект в коррекционной работе.

К числу таких детей относятся дети с расстройствами аутистического спектра, дети с СДВГ, дети с нарушением обработки сенсорной информации, «взрывные» дети. «Золотым стандартом», ключевой психокоррекционной методикой  с научно доказанной эффективностью  в обучении и адаптации этого круга детей является АВА-терапия (терапия, основанная на Прикладном поведенческом анализе).
АВА применяется в целях модификации поведения посредством манипуляции внешним воздействием/средой. Она определяет совокупность процедур, направляющих ребенка в сторону такого поведения, при котором он получает  возможность лучше адаптироваться к внешним обстоятельствам (в том числе, обучению).
Владея методом АВА,  можно управлять поведением сотрудников или начальника, партнеров, детей, даже животных! Поэтому, используя АВА в коррекционной работе с низкофункционирующими и малоадаптивными детьми,  педагог не переобучает ребенка, а управляет его поведением. Управление поведением строится таким образом, чтобы стимулировать его самообучение через введение индивидуальной системы мотивации. АВА-терапия – это структурировано и методично  созданная среда, в которой сопротивление ребенка обучению новым знаниям и навыкам сводится к минимуму. АВА-терапия – это системное построение созидательных условий, внутри которых ребенок обнаруживает скрытый до этого для него самого маршрут развития. АВА дает педагогу инструмент, благодаря которому он способен неинтересное превратить в интересное, непривлекательное в привлекательное, сложное в достижимое, скучное в азартное. Тем самым, владея методами АВА-коррекции, педагог раскрывает ЛЮБОГО, самого закрытого и негативистского ребенка.
До недавнего времени эта уникальная, признанная во всем мире и глубоко развитая как в теоретическом, так и практическом плане школа была недоступна ни для родителей, ни для специалистов. Мощная система стандартизации знаний в области Прикладного Анализа Поведения (АВА) не проникала ни в образовательную, ни в психкоррекционную сферы отечественной практики. Сегодня – АВА в России. Благодаря инициативе Центра проблем аутизма, организовавшего совместно с РГГУ в 2010 году первый образовательный семинар для профессионалов по базовым принципам АВА, профессиональная подготовка АВА-терапевтов по международным сертификационным стандартам стала доступной в системе российского образовательного процесса.

Центр проблем аутизма совместно с Московским институтом психоанализа, первым в России вузом, аккредитованным Сертифицирующим Советом по Поведенческому Анализу (ВАСВ),  в рамках проекта по обучению АВА-терапии реализует следующие образовательные программы:

ABA

— сертифицированный курс подготовки поведенческих аналитиков на сертификат степени ВСВА (очно)

— сертифицированный курс подготовки поведенческих аналитиков на сертификат степени ВСаВА (дистантно)

— углубленные семинары и тренинги по отдельным направлениям использования метода АВА-терапии

— тренинги по введению в практическую работу отдельных техник и методических приемов АВА-терапии

— организация супервизированной практики обучающихся и практикующих терапевтов

— повышение квалификации специальных педагогов, психологов, дефектологов, нейропсихологов и других специалистов из системы дошкольного, школьного, инклюзивного и коррекционного образования с выдачей соответствующих госстандарту свидетельств.

— интерактивные консультации ведущих мировых поведенческих аналитиков для родителей и специалистов.

— научно-популярные лекции «звезд» поведенческо-аналитической школы

 

Основные знания и умения специалиста по поведенческому анализу

этика

Объектом профессиональной деятельности (исследования,  анализ и модификация) специалиста в области поведенческого анализа является поведение индивида или группы лиц.  Профессионалы поведенческого анализа участвуют как в отдельном, так и совокупном использовании принципов научения, включая оперантное и респондентное  научения, в целях решения поведенческих потребностей самых разных лиц и организаций в различных условиях. (Примеры  приложения поведенческого анализа: развитие навыков и стимуляция достижений у детей в школе; повышение уровня развития, увеличение способностей и вариативности выбора у лиц с различными видами инвалидности, а также увеличения производительности труда и удовлетворенности сотрудников в организациях и на предприятиях).

 

Функции специалиста по поведенческому анализу по направлением деятельности

проектирование

Организационная психология:

  • оценка людей с проблемным поведением (дезадаптивным, девиантным, асоциальным, криминальным, социопатическим, возрастно-обусловленным, саморазрушительным)
  • профессиональное участие в профилактической работе различных ведомств (превентивная медицина, профилактика преступлений, корректировка экономического поведения)
  • ­построение организационных и корпоративных структур и сред с точки зрения фундаментальных законов поведения.

 

Исследования и профессорско-преподавательская деятельность:

  • оценка людей с проблемным поведением (дезадаптивным, девиантным, асоциальным, криминальным, социопатическим, возрастно-обусловленным, саморазрушительным)
  • исследование окружающей среды как фактора поведения и направленное вмешательство в эту среду с целью модификации поведения индивида или группы лиц в сторону более полезного, созидательного и социально-поощряемого.
  • исследование поведения как явления, которое можно наблюдать и измерять

 

Моделирование, анализ и визуализация социального и коммуникативного поведения (социальное взаимодействие)  в рамках различных социальных институций (специальные учреждения, социальные поселения, центры дневного пребывания, центры трудовой занятости, проживание с поддержкой):

  • оценка людей с проблемным поведением (дезадаптивным, девиантным, асоциальным, криминальным, социопатическим, возрастно-обусловленным, саморазрушительным)
  • поведенческая терапия – средствами и методом прикладного поведенческого анализа – с целью научения новым навыкам (в том числе, профессиональным и трудовым), изменения вредных привычек, создания индивидуальной системы мотиваций и определения реальных потребностей индивида. 
  • поведенческая терапия – средствами и методом прикладного поведенческого анализа — с целью формирования социальных навыков, включающих в себя их основные элементы: основы общественного сознания, социальные связи, социальное взаимодействие, социальное обучение и социальная общность.

Образование людей с особыми потребностями:

  • оценка людей с проблемным поведением (дезадаптивным, девиантным, асоциальным, криминальным, социопатическим, возрастно-обусловленным, саморазрушительным)
  • поведенческая терапия – средствами и методом прикладного поведенческого анализа – с целью построения базового механизма адаптации человека и обеспечения его жизнедеятельности – способности обучаться («обучение обучению»); с целью научения новым навыкам (академическим, когнитивным, коммуникативным),  изменения вредных привычек, создания индивидуальной системы мотиваций и определения реальных потребностей индивида. 
  • применение техник, методик и приемов метода прикладного поведенческого анализа в создании и построении инклюзивных сред (в сфере школьного, средне-специального и высшего образования, а также в сфере культуры и социального проектирования).

 

Общие трудовые функции специалиста в области прикладного поведенческого анализа:

  • Оценка (диагностика, тестирование)
  • Составление общего плана и индивидуальных протоколов
  • Имплементация (исполнение, внедрение программ, планов и протоколов)
  • Анализ данных и модификация
  • Обучение представителей ближайшего окружения субъекта (в рамках процесса модификации среды)

 

 

 

Оставить свой комментарий

Вверх
© 2017    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти