1. Альфа-ритмы работают наоборотУ типично развивающихся детей при обработке звуков
мощность альфа-волн снижается, а в покое — повышается. У детей с аутизмом всё
наоборот: альфа-ритм
слабеет в покое, но
не подавляется при звуках. Это говорит о
гипервозбудимости слуховой коры, что может нарушать раннюю обработку звуков и вести к языковым трудностям.
2. Дети с аутизмом слышат мир иначеГромкость — главный параметр, на который реагируют дети с РАС (важнее, чем мелодичность или тембр). Они
избирательно фокусируются на звуках: могут игнорировать речь, но замечать тихие фоновые шумы.
Предсказуемость звука для них критична: неожиданные звуки (например, хлопок) вызывают стресс.
3. У них есть «суперспособность» к высоте тонаМетаанализ 22 исследований показал, что люди с аутизмом
лучше различают высоту звука (pitch), чем нейротипики. Но эта «суперсила»
исчезает в шумной обстановке — им сложно выделять речь из фоновых звуков.
4. Музыкальные звуки vs. РечьДети с РАС
чаще предпочитают неречевые звуки (музыку, механические шумы). В отличие от нейротипиков, их
предпочтения не зависят от классических параметров (резкость, тональность), а связаны с
индивидуальным аудиальным профилем.
5. Проблемы с интеграцией звуковПри аутизме
страдает глобальная обработка (например, распознавание мелодии), но сохраняется
точечное восприятие (отдельных нот), что согласуется с теорией
«слабого центрального согласования» (WCC) — фокус на деталях, а не на целом.
Что это дает для практики?- Шумные классы — худшая среда для детей с РАС: им нужно тихое пространство.
- Музыкальная терапия может помочь развить языковые навыки через их сильные стороны (чувствительность к pitch).
- Индивидуальные аудиальные профили важнее общих рекомендаций по звуковому дизайну помещений.
Эти данные меняют взгляд на аутизм: их слуховая система не «сломана», а
работает в уникальном режиме, который можно использовать для терапии. Об этом вы сможете узнать на
XIII Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения»!