Для многих семей, воспитывающих детей с РАС, вопрос «А не помешают ли два языка?» — источник огромной тревоги и боли. Часто логопеды и врачи, руководствуясь устаревшими представлениями, советуют оставить только один язык, обычно язык большинства. Но что говорит современная наука?
Парадоксальный факт №1: Билингвизм НЕ вредит развитию языка при аутизме. Вообще.Масштабные исследования, анализирующие состояние 328 детей с РАС, показали:
билингвы и монолингвы с аутизмом не отличаются по своим языковым показателям — ни по пониманию, ни по экспрессивной речи. Навыки развиваются одинаково. Это самый главный и доказанный факт.
Парадоксальный факт №2: В некоторых аспектах два языка могут даже давать преимущества.Исследования отмечают, что дети-билингвы с РАС могут:
- Делать больше попыток коммуникации с помощью жестов, вокализаций и ролевой игры.
- Лучше справляться с задачами на когнитивную гибкость (смену установки), что является частью исполнительных функций.
- Демонстрировать более высокие показатели в невербальной и вербальной коммуникации.
Самый важный и недооцененный аргумент: РОДНОЙ ЯЗЫК — это язык эмоций и семьи.Решение отказаться от родного языка имеет колоссальные
социокультурные последствия, которые специалисты часто упускают:
- Нарушение семейных связей: ребенок оказывается лишенным полноценного общения с бабушками, дедушками и другими родственниками, не говорящими на языке большинства.
- Потеря культурной идентичности: он не становится «своим» ни в одной культуре, что усугубляет социальную изоляцию и во взрослом возрасте.
- Снижение качества взаимодействия с родителем: когда родитель вынужден общаться на неродном языке, его речь становится беднее, короче, он чаще перебивает. Для ребенка с РАС, чье языковое развитие критически зависит от качественного общения с родителем, это может быть гораздо вреднее, чем сам билингвизм.
Вывод, меняющий парадигму: проблема не в двух языках. Проблема — в попытке искусственно лишить ребенка и его семью языка любви, языка игры, языка бабушкиных сказок и папиных шуток. Это создает не языковые, а
коммуникативные и социальные барьеры.
О том, как поддержать билингвальное развитие ребенка с РАС, какие стратегии работают, и как специалистам избегать вредных рекомендаций, вы узнаете на
XIII Международной конференции "Аутизм. Вызовы и решения".