Когда психолог говорит родителю
«Вам нужно изменить стиль воспитания», а в ответ слышит
«Да я и так всё делаю правильно!» - это тупик. Традиционные методы часто наталкиваются на сопротивление. Но что, если вместо директивных указаний помочь человеку
самому прийти к решению измениться?
Мотивационное интервью (МИ) - это метод, который превращает «надо» в «хочу». Исследования показывают, что он не только повышает вовлеченность в терапию, но и дает долгосрочные результаты - от снижения агрессии у детей до улучшения школьной успеваемости.
В основе метода — парадоксальный принцип:
чем меньше терапевт давит, тем выше мотивация клиента. Например, в
исследовании программе
Family Check-Up (адаптация МИ для родителей) 76% семей, которые изначально скептически относились к терапии, завершили курс после мотивационных сессий. Дети этих родителей к 2-му классу показали
снижение поведенческих проблем на 30% (по оценкам учителей). Работает это потому, что МИ избегает конфронтации.
МИ переключает внутренний рычаг, его главный секрет в том, что он активирует
внутреннюю мотивацию. Например, в исследовании интеграции МИ в
Parent-Child Interaction Therapy (PCIT) матери, которые изначально отказывались от терапии («Мой ребенок просто активный!»), после 2–3 сессий МИ начинали говорить:
«Я поняла, что мои крики только усиливают истерики». Их дети в итоге демонстрировали
уменьшение агрессии на 40%.
Объясняет эффекты МИ и нейронаука. Когда человек
сам формулирует аргументы за изменение (а не слушает их от терапевта), активируются зоны мозга, связанные с принятием решений (префронтальная кора). Это повышает вероятность реальных действий
Сферы применения мотивационного интервью самые неожиданные - от школ до онкологии. МИ изначально создавался для лечения зависимостей, но сегодня его используют в самых неочевидных контекстах. В школах применение техник МИ помогло родителям детей с СДВГ
увеличить время выполнения домашних заданий с 10 до 30 минут в день — просто через обсуждение их собственных целей. В исследовании с родителями детей, перенесших рак, МИ снизил уровень отказа от терапии поведения с
50% до 12%. Родители, которые ранее говорили
«У нас и так хватает стресса», начинали говорить
«Я готова попробовать, ради ребенка». Дети с аутизмом, чьи педагоги использовали МИ-подход, в
2 раза чаще начинали инициативно взаимодействовать с одноклассниками.
Критики часто говорят:
«Разве это не обычная эмпатичная беседа?». Но МИ — это структурированный метод с конкретными техниками. Поэтому метод обладает доказанной эффективностью. В метаанализах МИ повышает приверженность терапии на
50% по сравнению с традиционными методами.
Конечно, у любого даже доказательного метода есть ограничения. Для мотивационного интервью это могут быть острые кризисы, культурные барьеры (в некоторых культурах авторитетный стиль терапевта ожидаем, например, в ряде азиатских стран, неоднократно принимавших участие в нашей конференции).
Кроме того, метод требует мастерства. Плохо обученный терапевт может «соскользнуть» в пассивное слушание без продвижения к целям.
Мотивационное интервью - это «мост» между знанием и действием. Он не дает готовых решений, но помогает человеку найти свои - и поэтому изменения становятся устойчивыми.
Последние исследования показывают, что
мотивационное интервью (МИ) может стать мощным инструментом в поддержке людей с РАС, и об этом вы сможете узнать на XIII Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения».
https://autismchallenge.ru/conference_2025