Новости на главной

Службе поддержки школ «Инклюзивный наблюдатель» - 6 лет

Сервис "Инклюзивный наблюдатель" Центра проблем аутизма был создан для решения актуальных проблем, связанных с инклюзией детей с нарушениями развития и аутизмом в общеобразовательные школы. В конце октября закончился этап, связанный с работой проекта в рамках поддержки его Фондом президентских грантов. Так совпало, что именно в это время шесть лет назад в сопровождение сервиса «Инклюзивный наблюдатель» впервые попали первые школы, внедрявшие модель инклюзии «ресурсный класс» в регионах России.

С момента запуска проекта «Инклюзивный наблюдатель» в 2018 году, инициатива значительно развилась и достигла впечатляющих результатов в сфере инклюзии в образовательной среде. На старте проекта было всего два верифицированных куратора, однако за прошедшие годы их число возросло до десяти, что позволило расширить охват и улучшить качество предоставляемых услуг.

Важно понимать, что инклюзия — это новое и сложное направление, и в ситуации, когда ребенок с аутизмом вызывает истерику на уроке, учителю может не хватать инструментов и знаний, чтобы справиться с этой ситуацией. Это не вина ни учителя, ни родителей, ни администрации школы — скорее, это отражение недостатка подготовки и понимания особенностей работы с такими детьми. В рамках работы проекта «Инклюзивный наблюдатель» верифицированный куратор, обладая уникальным опытом, активно взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса — администрацией, педагогами и родителями. Он понимает, что инклюзия требует не только наблюдения, но и всесторонней поддержки, поэтому его подход значительно отличается от традиционных супервизий.

Основными целями и задачами сервиса "Инклюзивный наблюдатель" были и есть:

Обучение и подготовка: Сервис направлен на насыщение знаний и навыков всех участников образовательного процесса — учителей, родителей и администрации школ. Мы стремимся обеспечить их необходимыми инструментами для эффективного взаимодействия с детьми с особенностями развития.

Методическое и организационно-правовое сопровождение: "Инклюзивный наблюдатель" предоставляет поддержку инклюзивным площадкам, работающим по модели "ресурсный класс". Это включает в себя разработку методических рекомендаций и организационных решений, которые помогут интегрировать детей с аутизмом в общую образовательную среду.

Снятие барьеров: Мы понимаем, что просто создание ресурсных зон недостаточно. Необходимо работать над тем, чтобы эти зоны стали частью всей школьной работы, а не изолированными классами. Это требует комплексного подхода к организации учебного процесса и взаимодействию всех участников.

Высокофункциональная коммуникация: Для успешной инклюзии важно выстраивать коммуникацию между учителями, администрацией, родителями и департаментами образования. "Инклюзивный наблюдатель" помогает наладить этот диалог, учитывая специфику каждой школы и её внутренние правила и отношения.

Создание инклюзивной культуры: Мы стремимся формировать в образовательных учреждениях инклюзивную культуру, где дети с аутизмом принимаются и понимаются. Это включает в себя обучение общественности основам взаимодействия с такими детьми и создание среды, способствующей их интеграции.

Таким образом, "Инклюзивный наблюдатель" является важным шагом к созданию более открытого и понимающего образовательного пространства, где каждый ребенок, независимо от своих особенностей, имеет возможность учиться и развиваться вместе со своими сверстниками.

Обзор работы, подходов, содержания и достижений работы службы, также мнение его кураторов подробно представлен на нашем канала в Телетайп.