Новости на главной

Многопрофильная команда ЦПА вернулась из Чеченской республики

Сегодня ночью многопрофильная команда ЦПА вернулась из Чеченской республики, где по приглашению министра образования республики Идриса Хасаевича Байсултанова наши специалисты оказывали консультативную и информационно-просветительскую помощь профильным специалистам из самых разных образовательных учреждений и структурных подразделений Министерство образования и науки Чеченской Республики.
Надо отметить, что Идрис Хасаевич по образованию – врач, кандидат медицинских наук, и сложилась уникальная ситуация, когда в лице министра сошлись две важные в контексте аутизма компетенции – образовательная и медицинская. Возможно, это сочетание дает основу для глубокого понимания междисциплинарности проблемы аутизма и необходимости многокомпонентного подхода к его решению. 



Наша команда работала в Чечне почти неделю, очень плотно и разнопланово. Работа проходила на самых разных площадках, в разных форматах и с разной аудиторией. Огромную роль в формировании программы визита и работы сыграла руководитель ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (РЦППМСП) Нуриет Юнусовна Теучеж. Нуриет – большой знаток своего дела, преподаватель Центра инклюзивного образования Чеченского института повышения квалификации работников образования, специалист, в деталях знающий организационную и правовую специфику специального образования, неформальный и увлеченный темой образования детей с ОВЗ человек. Вместе с экспертами ЦПА программа была выверена, взвешена – ведь первый приезд в регион должен был стать и знакомством, и мониторингом ситуации, и обменом опытом. Мы должны были понять, в каких областях «особого» образования регион уже достиг результатов и определенных позиций, а где требуется поддержка – по методикам, по углублению педагогических навыков, по пониманию инклюзивных процессов, по внедрению компетенций прицельной работы с учениками с РАС на принципах поведенческого подхода и структурированного обучения. 



В рамках работы специалисты ЦПА обозначили пункты Дорожной карты комплексной программы развития инклюзивного образования, провели циклы семинаров – по законодательным основам инклюзии и специального образования детей с РАС, по оценке и поддержке домашних программ на основе ПАП, по базовым принципам построения инклюзивных процессов в школе, по экономическим основам инклюзивного образования, по базовым основам АВА (ПАП). Было много практических компонентов – проведены мастер-классы «Как мотивировать ребенка с РАС?», «Как построить эффективную и структурированную программу работы с ребенком с РАС самостоятельно дома на основе ПАП?». Были проведены инструктажи – по подбору тьютора в команду и по командопостроению терапевтической команды (тьютор-учитель-родитель). Руководство ЦПА провело мотивационную встречу с родителями. Был проведен практический тренинг с детьми, Валентина Минакова также провела практикум с демонстрацией протокола проведения диагностики аутичного ребенка для сотрудников центральной и региональных ПМПК. Кроме того, Екатерина Мень провела семинар для врачей-неврологов «Понимание аутизма», представляющий актуальное знание медико-биологической стороны аутизма и самые передовые научные и клинические тренды в области подхода к РАС и сопутствующим заболеваниям. 

Мероприятия охватывали все ведущие площадки Грозного, связанные с этим направлением – Министерство образования ЧР, РЦППМСП, МБОУ «СОШ №18», МБОУ «Коррекционная школа для детей с ОВЗ» г. Грозный. 
Работа продолжалась даже за пределами форматных мероприятий. В общении, за обедом, на небольших экскурсиях, на которые, к сожалению, было не очень много времени, коллеги из Москвы и Грозного постоянно обсуждали вопросы, связанные с проблемой аутизма, и перебирали все возможности для развития образования таких детей в республике и пути расширения этих возможностей.

Как всегда, после региональных визитов, выясняется какой ближайший уровень потребностей – «пожарные» случаи, которые надо тушить быстро. Это, конечно, семьи, курируемые Ресурсным центром и нуждающиеся в помощи и регуляции вмешательства уже сейчас. И, разумеется, в ближайшее время им будет оказана возможная помощь. Но, конечно, сложилась и стратегическая картина – как двигаться дальше, как можно усилить поддержку педагогов, приступающих к работе в новых специализированных школах, запускающих обучение уже в сентябре этого года, какие шаги необходимо предпринимать для запуска инклюзивных пилотов с ресурсными классами. 

Специалисты ЦПА отметили высокий уровень заинтересованности аудитории. Пожалуй, впервые мы встретились с таким большим составом не только специальных педагогов и психологов, но и представителей ПМПК. Редкий уровень вникания в детали, редкая неформальность сотрудников комиссий, желающих максимально повысить эффективность своей диагностической деятельности и правовой культуры, редкая отзывчивость на новую и даже смелую информацию – это приятно поразило нашу команду. 

Высокий уровень организации визита и всей работы был дополнен уникальным радушием принимающей стороны, невероятным гостеприимством, дружелюбием, щедростью эмоций, вкусной национальной едой и поразительной человеческой теплотой. Мы стали настоящими друзьями. Нас покорил город Грозный, утопающий в цветах, и его впечатляющие кавказские окрестности. Впереди очень много сложной и комплексной работы. Но уже сегодня дети с РАС для Чечни – это вполне осознанная проблема, это субъекты прицельного внимания. Когда общество начинает неформально заботиться о самых слабых, о детях с ментальной инвалидностью – это свидетельство устойчивости мира. Мы надеемся, что к работе подключатся коллеги из других ведомств Чеченской республики, также необходимых для решения проблемы аутизма – здравоохранения, труда и социальной защиты. 

Огромная благодарность за этот опыт, за прекрасный старт и консолидацию усилий. Дети с РАС и их семьи невероятно в этом нуждаются.