Президент АНО «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень выступила с динамичным докладом на Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации». Ее выступление было посвящено трендам и перспективам сетевого взаимодействия некоммерческих организаций и образовательных учреждений.
В своем докладе Екатерина Мень выделила основные векторы, способные ускорить и качественно улучшить процесс образовательной инклюзии в России:
Продолжением активного участия ЦПА в работе конференции стало совместное проведение двух тематических секций: «Отношение общества к инклюзии» и «Родители в инклюзивном образовании: выбор и ответственность». Модераторами дискуссии выступили признанные эксперты в этой сфере: председатель Совета ВОРДИ Елена Клочко, исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская, президент ЦПА Екатерина Мень и руководитель программного направления «Инклюзивная среда» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Инна Ширшова.
Уникальность секции заключалась в ее многоголосом формате: в диалоге участвовали педагоги, руководители образовательных учреждений, представители НКО и, что особенно ценно, родители детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевыми темами живой, порой полемической дискуссии стали:
По итогам конференции эксперты Центра проблем аутизма сформулировали ряд стратегических предложений для включения в итоговую резолюцию. Эти инициативы, сфокусированные на треке развития взаимодействия НКО и школ, направлены на системные изменения: от упрощения процедур сетевого договора и введения персонифицированного финансирования до создания федерального реестра проверенных НКО-партнеров. Данные меры призваны перевести успешные практики сотрудничества из точечных проектов в устойчивую общедоступную модель.
В своем докладе Екатерина Мень выделила основные векторы, способные ускорить и качественно улучшить процесс образовательной инклюзии в России:
- НКО как драйверы инноваций: Некоммерческие организации, обладая гибкостью и узкоспециализированной экспертизой, являются ключевыми поставщиками современных методик (таких как прикладной анализ поведения, технология ресурсной зоны), которые школы не всегда успевают оперативно внедрять.
- Разделение профессиональной ответственности: Партнерство с НКО снижает нагрузку и эмоциональное выгорание педагогов, беря на себя часть функций по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями, что подтверждается данными исследований.
- От нормативной базы к реальной практике: Эксперт подчеркнула, что существующая правовая база уже сегодня позволяет выстраивать эффективное взаимодействие, и призвала школы активнее использовать эти возможности, переходя от единичных проектов к созданию устойчивых системных моделей.
Продолжением активного участия ЦПА в работе конференции стало совместное проведение двух тематических секций: «Отношение общества к инклюзии» и «Родители в инклюзивном образовании: выбор и ответственность». Модераторами дискуссии выступили признанные эксперты в этой сфере: председатель Совета ВОРДИ Елена Клочко, исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская, президент ЦПА Екатерина Мень и руководитель программного направления «Инклюзивная среда» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Инна Ширшова.
Уникальность секции заключалась в ее многоголосом формате: в диалоге участвовали педагоги, руководители образовательных учреждений, представители НКО и, что особенно ценно, родители детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевыми темами живой, порой полемической дискуссии стали:
- Проблема терминологии. Участники выявили серьезные различия в понимании самого термина «инклюзивное образование», которые часто приводят к недопониманию между всеми сторонами процесса.
- Школа и родители — отношения партнерства. Была отмечена фундаментальная важность выстраивания отношений между образовательными учреждениями и семьями, основанных на взаимном уважении и учете интересов ребенка. Подчеркнуто, что только конструктивное взаимодействие является ключевым фактором успешной инклюзии.
- Главный вызов — «плохой имидж» инклюзии. Именно эта проблема задала высокий полемический тон всей дискуссии. Эксперты и участники совместно искали ответ на вопрос: «Почему у инклюзии зачастую негативный образ в общественном мнении и что можно сделать для его изменения?» В ходе обсуждения прозвучали идеи о необходимости масштабной просветительской работы, трансляции успешных кейсов и формирования в обществе запроса на ценности разнообразия и взаимной поддержки.
По итогам конференции эксперты Центра проблем аутизма сформулировали ряд стратегических предложений для включения в итоговую резолюцию. Эти инициативы, сфокусированные на треке развития взаимодействия НКО и школ, направлены на системные изменения: от упрощения процедур сетевого договора и введения персонифицированного финансирования до создания федерального реестра проверенных НКО-партнеров. Данные меры призваны перевести успешные практики сотрудничества из точечных проектов в устойчивую общедоступную модель.