Проект «Такой же другой» (ЦПА) продолжает доказывать: инклюзия — это не только про принятие, но и про реальные возможности. Участники с РАС осваивают профессии будущего, и теперь один из них получил официальное предложение о работе в сфере космических исследований.
На стыке науки и инклюзии
Более месяца назад команда ЦПА — педагоги, тьюторы и подростки с РАС — начала сотрудничество с Институтом медико-биологических проблем РАН (ИМБП). Это ведущий научный центр, где изучают адаптацию живых организмов к экстремальным условиям, включая космические миссии.
Под супервизией сертифицированного поведенческого аналитика специалисты разрабатывали методики обучения, объединяющие «твердые» профессиональные навыки (разметка видео, анализ данных) и целевые социальные компетенции — от коммуникации в команде до соблюдения рабочего графика. Именно такой комплексный подход, как показывают исследования, повышает не только шансы на трудоустройство, но и длительное удержание рабочего места.
Сотрудничество с Институтом медико-биологических проблем РАН (ИМБП) включает инновационный подход к подготовке:
*Мультисенсорное обучение
· Создание глиняных и бумажных моделей лабораторных мышей на арт-терапии
· Тактильное изучение материалов и инструментов
*Персонализированные алгоритмы
· Дробление задач на элементарные действия (таск-анализ)
· Индивидуальные поведенческие сценарии коррекции ошибок
*Преодоление барьеров
· Постепенная десенсибилизация к лабораторным животным
· Тренинги эмоциональной регуляции
*Оптимальный режим работы
· Чередование периодов концентрации (25-40 минут)
· Обязательные двигательные «инкрустации» в обучающую программу и сенсомоторные разгрузки
Первый успех: 100% точность и офер
Сегодня проект достиг важной вехи: один из участников выполняет задачи с точностью 100%, что подтверждено независимой верификацией. Это не просто успех — это прорыв. Молодой человек получил официальное предложение о работе с оплатой труда.
Теперь предстоит оценка социальных навыков, критичных для этой конкретной вакансии: взаимодействие с коллегами, адаптация к меняющимся задачам, соблюдение регламентов. Эти параметры будут анализироваться параллельно с профессиональными результатами.
Прорыв и индивидуальный подход
Да, первый успех проекта — стажер, выполняющий задачи видеомаркировки с 100% точностью, — получил официальный офер. Однако команда понимает, что для него деньги пока не являются основной мотивацией. Поэтому будет разработан персонализированный поведенческий контракт, учитывающий его ценностную сферу. Параллельно в программу социальных навыков включен будет включен трек «Формирование ценности денег».
Перспективы развития
· Мониторинг адаптации к рабочему месту
· Постепенное введение финансовой мотивации
· Поддержка тьютора на начальном этапе
2.Для проекта в целом:
· Создание универсальной методики инклюзивного трудоустройства и доработка, в том числе, на этом кейсе модели транзита «Такой же другой»
· Расширение на другие научные направления (IT, биотехнологии)
· Разработка системы сопровождения на рабочих местах
В проекте «Такой же другой» продолжается адаптация методики под задачи космических исследований, включая тренинги социальных навыков. Сейчас запланированы совместные исследования ЦПА и ИМБП для оценки эффективности интеграции «мягких» и профессиональных компетенций. Специалисты ЦПА понимают, что проект открывает дорогу новым форматам инклюзии в науке и IT.
Это не просто профориентация. Это — доказательство того, что вклад людей с РАС в науку и технологии возможен уже сегодня. Этот случай меняет представления о возможностях людей с РАС. Они не просто «осваивают профессию» — они становятся ценными специалистами в высокотехнологичных областях, где внимание к деталям и системность мышления дают конкурентное преимущество.
Настоящая инклюзия — когда особые способности находят свое применение в реальном мире.
Мы благодарим всех, кто поддерживает этот проект – Фонд президентских грантов, Агентство стратегических инициатив и, конечно, фонд «Абсолют-Помощь», содействующий проекту поддержкой тренингов социальных навыков наших учеников и стажеров в их транзите.
На стыке науки и инклюзии
Более месяца назад команда ЦПА — педагоги, тьюторы и подростки с РАС — начала сотрудничество с Институтом медико-биологических проблем РАН (ИМБП). Это ведущий научный центр, где изучают адаптацию живых организмов к экстремальным условиям, включая космические миссии.
Под супервизией сертифицированного поведенческого аналитика специалисты разрабатывали методики обучения, объединяющие «твердые» профессиональные навыки (разметка видео, анализ данных) и целевые социальные компетенции — от коммуникации в команде до соблюдения рабочего графика. Именно такой комплексный подход, как показывают исследования, повышает не только шансы на трудоустройство, но и длительное удержание рабочего места.
Сотрудничество с Институтом медико-биологических проблем РАН (ИМБП) включает инновационный подход к подготовке:
*Мультисенсорное обучение
· Создание глиняных и бумажных моделей лабораторных мышей на арт-терапии
· Тактильное изучение материалов и инструментов
*Персонализированные алгоритмы
· Дробление задач на элементарные действия (таск-анализ)
· Индивидуальные поведенческие сценарии коррекции ошибок
*Преодоление барьеров
· Постепенная десенсибилизация к лабораторным животным
· Тренинги эмоциональной регуляции
*Оптимальный режим работы
· Чередование периодов концентрации (25-40 минут)
· Обязательные двигательные «инкрустации» в обучающую программу и сенсомоторные разгрузки
Первый успех: 100% точность и офер
Сегодня проект достиг важной вехи: один из участников выполняет задачи с точностью 100%, что подтверждено независимой верификацией. Это не просто успех — это прорыв. Молодой человек получил официальное предложение о работе с оплатой труда.
Теперь предстоит оценка социальных навыков, критичных для этой конкретной вакансии: взаимодействие с коллегами, адаптация к меняющимся задачам, соблюдение регламентов. Эти параметры будут анализироваться параллельно с профессиональными результатами.
Прорыв и индивидуальный подход
Да, первый успех проекта — стажер, выполняющий задачи видеомаркировки с 100% точностью, — получил официальный офер. Однако команда понимает, что для него деньги пока не являются основной мотивацией. Поэтому будет разработан персонализированный поведенческий контракт, учитывающий его ценностную сферу. Параллельно в программу социальных навыков включен будет включен трек «Формирование ценности денег».
Перспективы развития
- Для первого стажера:
· Мониторинг адаптации к рабочему месту
· Постепенное введение финансовой мотивации
· Поддержка тьютора на начальном этапе
2.Для проекта в целом:
· Создание универсальной методики инклюзивного трудоустройства и доработка, в том числе, на этом кейсе модели транзита «Такой же другой»
· Расширение на другие научные направления (IT, биотехнологии)
· Разработка системы сопровождения на рабочих местах
В проекте «Такой же другой» продолжается адаптация методики под задачи космических исследований, включая тренинги социальных навыков. Сейчас запланированы совместные исследования ЦПА и ИМБП для оценки эффективности интеграции «мягких» и профессиональных компетенций. Специалисты ЦПА понимают, что проект открывает дорогу новым форматам инклюзии в науке и IT.
Это не просто профориентация. Это — доказательство того, что вклад людей с РАС в науку и технологии возможен уже сегодня. Этот случай меняет представления о возможностях людей с РАС. Они не просто «осваивают профессию» — они становятся ценными специалистами в высокотехнологичных областях, где внимание к деталям и системность мышления дают конкурентное преимущество.
Настоящая инклюзия — когда особые способности находят свое применение в реальном мире.
Мы благодарим всех, кто поддерживает этот проект – Фонд президентских грантов, Агентство стратегических инициатив и, конечно, фонд «Абсолют-Помощь», содействующий проекту поддержкой тренингов социальных навыков наших учеников и стажеров в их транзите.