Ханты-Мансийский округ становится для нас не таким уж далеким. Мы плотно работали там «суровой» весной на форуме «Инклюзивная школа», и уже тогда неподдельный интерес к модели инклюзии «ресурсный класс» проявили и практики, и образовательные управленцы региона.
Кураторы службы "Инклюзивный наблюдатель" Ксения Хвостова и Анна Журавлева отправились в ХМАО, чтобы в течение недели поработать там с важной миссией: провести диагностику образовательной среды, настроения учителей и администраторов, а также оценить компетенции специальных педагогов. Квалифицированный супервизорский глаз крайне необходим для всех, кто планирует открыть ресурсные классы в следующем учебном году.
Первым пунктом их маршрута стал Сургут. Утром кураторы направились в одну из местных школ, где их встретил представитель департамента образования, директор и заместитель директора, отвечающий за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В школе уже действовали малокомплектные классы для детей с задержкой психического развития, а также инклюзивные классы. В планах администрации - внедрение модели "ресурсного класса". Кураторы узнали, что в школе учатся дети с поведенческими проблемами и с РАС.
Во время наблюдения за уроками в первом классе кураторы отметили вовлеченность учителя и разнообразие методов работы. Уроки были динамичными, с частыми сменами деятельности, что способствовало вниманию каждого ученика. Кураторы сделали рекомендации по адаптации материалов для одного из учеников. В конце дня они провели сессию ответов на вопросы для педагогов, на которой обсуждали организационные моменты и специфику технологии ресурсного класса. Директор школы поделился вдохновляющей мыслью: "В нашей школе каждый ученик может выйти на сцену". Приятное впечатление осталось от атмосферы в школе – по признанию наших специалистов, она была очень теплой и домашней.
На следующий день кураторы отправились в Когалым, где их ждали вопросы о модели ресурсного класса. Затем они направились в Нижневартовск, где встретились с педагогами из двух школ. После экскурсии по школе и знакомства с учениками они провели сессию ответов на вопросы. «Наблюдатели» были приятно удивлены заинтересованностью директоров и учителей, которые активно задавали вопросы о прикладном анализе поведения (ABA) и четко выражали намерение обучаться эффективным методам.
Одним из открытий для кураторов стало то, как в Нижневартовске организовано дополнительное образование для детей. После уроков ребят забирает автобус и везет в городской центр, где они занимаются в различных кружках группами, и индивидуально с психологами и дефектологами. Все это для родителей совершенно бесплатно. В рамках сетевого взаимодействия в школы приходят преподаватели по разным направлениям, что позволяет детям получать разнообразные навыки.
Кураторы «Инклюзивного наблюдателя» отметили, что в этом регионе работают увлеченные своим делом люди, открытые к новым знаниям. В последней из наблюдаемых школ кураторы увидели жетоны у одной ученицы и, разделившись (оставив Анну как опытного школьного руководителя отвечать на административные вопросы), Ксения перешла «в поле» - к девочке и ее тьютору. В процессе занятия супервизор предложила изменить подход к использованию жетонов и обсудила, какое подкрепление будет наиболее эффективным в данный момент. Это взаимодействие стало для учителей "вау эффектом". Да и для кураторов тоже (это всегда невероятно приятный момент для поведенческого специалиста)— все видят, как простой профессиональный совет сразу же дает результат. Отсюда и извлекается вдохновение на дальнейшую работу.
Поездка по северным городам завершилась в Нефтеюганске. Ксения и Анна в шутку заметили, что их поездка отчасти напоминала гастрольный тур, поскольку вопросы и ответы в большинстве своем повторялись от города к городу, от школы к школе. Однако, несмотря на это, наши специалисты были поражены тем, как много людей в Югре готовы работать и обучаться, как много у них горящих глаз. Это придавало их работе особую ценность и значимость. В завершение поездки кураторы выразили надежду на новые встречи и дальнейшее сотрудничество с педагогами Ханты-Мансийского округа. Четыре «пилота» по модели «ресурсный класс», с точным исполнением технологии, с набором всех необходимых ресурсов и компетенций в Югре на низком старте.
Огромная благодарность этому уникальному региону, Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и лично Святченко Инне Владимировне за поддержку и энергию, с которыми этот диагностический десант «Наблюдателя» был организован.
Кураторы службы "Инклюзивный наблюдатель" Ксения Хвостова и Анна Журавлева отправились в ХМАО, чтобы в течение недели поработать там с важной миссией: провести диагностику образовательной среды, настроения учителей и администраторов, а также оценить компетенции специальных педагогов. Квалифицированный супервизорский глаз крайне необходим для всех, кто планирует открыть ресурсные классы в следующем учебном году.
Первым пунктом их маршрута стал Сургут. Утром кураторы направились в одну из местных школ, где их встретил представитель департамента образования, директор и заместитель директора, отвечающий за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В школе уже действовали малокомплектные классы для детей с задержкой психического развития, а также инклюзивные классы. В планах администрации - внедрение модели "ресурсного класса". Кураторы узнали, что в школе учатся дети с поведенческими проблемами и с РАС.
Во время наблюдения за уроками в первом классе кураторы отметили вовлеченность учителя и разнообразие методов работы. Уроки были динамичными, с частыми сменами деятельности, что способствовало вниманию каждого ученика. Кураторы сделали рекомендации по адаптации материалов для одного из учеников. В конце дня они провели сессию ответов на вопросы для педагогов, на которой обсуждали организационные моменты и специфику технологии ресурсного класса. Директор школы поделился вдохновляющей мыслью: "В нашей школе каждый ученик может выйти на сцену". Приятное впечатление осталось от атмосферы в школе – по признанию наших специалистов, она была очень теплой и домашней.
На следующий день кураторы отправились в Когалым, где их ждали вопросы о модели ресурсного класса. Затем они направились в Нижневартовск, где встретились с педагогами из двух школ. После экскурсии по школе и знакомства с учениками они провели сессию ответов на вопросы. «Наблюдатели» были приятно удивлены заинтересованностью директоров и учителей, которые активно задавали вопросы о прикладном анализе поведения (ABA) и четко выражали намерение обучаться эффективным методам.
Одним из открытий для кураторов стало то, как в Нижневартовске организовано дополнительное образование для детей. После уроков ребят забирает автобус и везет в городской центр, где они занимаются в различных кружках группами, и индивидуально с психологами и дефектологами. Все это для родителей совершенно бесплатно. В рамках сетевого взаимодействия в школы приходят преподаватели по разным направлениям, что позволяет детям получать разнообразные навыки.
Кураторы «Инклюзивного наблюдателя» отметили, что в этом регионе работают увлеченные своим делом люди, открытые к новым знаниям. В последней из наблюдаемых школ кураторы увидели жетоны у одной ученицы и, разделившись (оставив Анну как опытного школьного руководителя отвечать на административные вопросы), Ксения перешла «в поле» - к девочке и ее тьютору. В процессе занятия супервизор предложила изменить подход к использованию жетонов и обсудила, какое подкрепление будет наиболее эффективным в данный момент. Это взаимодействие стало для учителей "вау эффектом". Да и для кураторов тоже (это всегда невероятно приятный момент для поведенческого специалиста)— все видят, как простой профессиональный совет сразу же дает результат. Отсюда и извлекается вдохновение на дальнейшую работу.
Поездка по северным городам завершилась в Нефтеюганске. Ксения и Анна в шутку заметили, что их поездка отчасти напоминала гастрольный тур, поскольку вопросы и ответы в большинстве своем повторялись от города к городу, от школы к школе. Однако, несмотря на это, наши специалисты были поражены тем, как много людей в Югре готовы работать и обучаться, как много у них горящих глаз. Это придавало их работе особую ценность и значимость. В завершение поездки кураторы выразили надежду на новые встречи и дальнейшее сотрудничество с педагогами Ханты-Мансийского округа. Четыре «пилота» по модели «ресурсный класс», с точным исполнением технологии, с набором всех необходимых ресурсов и компетенций в Югре на низком старте.
Огромная благодарность этому уникальному региону, Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и лично Святченко Инне Владимировне за поддержку и энергию, с которыми этот диагностический десант «Наблюдателя» был организован.