Новости на главной

Студентка РАНХиГС создала уникальное пособие для работы с аутичными людьми благодаря инклюзивному сотрудничеству

В сентябре прошлого года в ЦПА пришло письмо от студентки Школы дизайна РАНХиГС Ирины Власовой. Как и многие другие запросы от студентов и исследователей, её обращение касалось консультации по дипломному проекту. Девушка разрабатывала методику создания пособий для людей с РАС, включая дизайнерские, графические и типографические решения для совместной работы с аутичными людьми.

Однако вместо традиционной консультации команда ЦПА предложила Ирине более ценный ресурс — прямое взаимодействие с людьми с аутизмом. Её направили на профориентационную площадку «Такой же другой».

Инклюзивное сотрудничество рождалось от теории к практике. Ирина начала приходить на площадку как волонтёр несколько раз в неделю, постепенно выстраивая уникальный формат взаимодействия – изучая аутичное восприятие, она вовлекала ребят в совместное творчество. Ребята создали собственные шрифты, коллажи, графические композиции, зины (маленькие самодельные журналы) и даже предметы, которые затем продавали через свои личные кабинеты на Ozon. Продуктом экспериментально-исследовательской работы Ирины стало практическое пособие «АУТ», объединившее дизайнерские методики, адаптированные под восприятие людей с аутизмом, и рекомендации для педагогов. За время своего проекта с аутичными ребятами Ирина прошла и обучение на курсе «Включи меня!» для лучшего понимания аутизма и погружения в инклюзивное мировоззрение. Проект стал примером настоящей инклюзии — каждый участник внёс свой вклад, а их работы легли в основу финального продукта, где талантливый дизайнер глубоко и последовательно отрефлексировала и структурировала аутичную семиотику.

Мы отметим главные признаки инклюзивности в проекте

  1. Равноправное партнёрство — люди с аутизмом были не объектами исследования, а соавторами идей и дизайнерских решений.
  2. Гибкость форматов — работа велась в комфортном для участников ритме, с учётом их сенсорных и коммуникативных особенностей.
  3. Практическая польза — пособие полезно не только специалистам, но и самим людям с РАС, помогая им в творческой самореализации.
  4. Социальная вовлечённость — проект показал, как дизайн может быть инструментом включения в социум.

Сегодня Ирина защищала свою работу перед высокой комиссией. Неудивительно, что её работа получила высокую оценку экспертов.
«Это удивительный пример того, как работает инклюзия: каждый участник находит своё место, а результат становится ценным для всех», — отметили в Центре проблем аутизма.

Команда ЦПА поздравляет Ирину с защитой и надеется на продолжение сотрудничества!