Интервью о поведении и его анализе от нашего эксперта
В журнале по современному образованию EdExpert вышел прекрасный материал с разговором о поведенческом анализе и терапии с блестящим мастером ПАП и кандидатом психологических наук Антониной Щепиной-Шанграу. Беседа велась с ней журналистом на конференции «Аутизм. Вызовы и решения». Это спокойный содержательный разговор с мастером, простым языком раскрывающий сложные вещи и снимающий какое-то невероятное количество мифотворчества и безграмотных подмен смыслов поведенческого подхода.
Эффект Даннинга-Крюгера, как известно, раскрывает суть когнитивного искажения, при котором люди с низким уровнем знаний переоценивают свою компетентность, а квалифицированным специалистам трудно противостоять дилетантской агрессии. Поэтому активные горлопаны, не изучавшие предмет, могут временно побеждать «в эфире» - уважающие себя профессионалы не вступают в дискуссии с бабками на лавочке, им просто довольно сложно до этого уровня снизойти.
Поэтому для тех, кто не столь подвержен впечатлениям от безграмотных лозунгов, и кто хочет действительно сам разобраться в теме, такие спокойные и популярные интервью могут невероятно пригодиться.
Антонина – многолетний ведущий старейшего в России сертификационного курса по прикладному анализу поведения, проводимому в Московском институте психоанализа. Это удивительно интересный, ценный, супер грамотный курс, на котором люди по-настоящему входят в профессию и меняют взгляд на множество шаблонов воспитания и обучения человека. ПАП – это не про аутизм. ПАП – это про законы природы. Это про эволюционно заложенные механизмы живого поведения, за которыми стоит биология нервных систем.
Интервью вышло на бумаге, но по ссылке вы найдете и его интернет-версию.
И, конечно, нельзя упустить возможность обучаться у мастера – новый набор на сертификационное, международно одобренное профессиональное обучение в МИПе уже идет. Это не повышение квалификации, а полноценное озаряющее образование. Учиться можно из любой точки планеты, курс экстерриториален и аккредитован Международной сертифицирующей организацией IBAO, что позволяет выйти на сертификацию для работы в любой стране мира. Курс читается на прекрасном русском языке, но Антонина много лет практикует и тренирует в США, отлично владея терминологией по-английски, что позволяет нуждающимся в этом студентам соотносить понятия и глоссарий в двух языках. Успешно же закончившие курс россияне получат важный для работы в РФ легитимный диплом.
Несколько цитат из интервью:
«Задача поведенческого аналитика — научить ребенка социально приемлемому способу получать желаемое»
«Устранить сложное поведение нельзя. Если мы это сделаем, у человека не будет другой возможности сообщить о том, что его не устраивает. Но нежелательное поведение можно заместить, обучить ребенка или взрослого другому способу коммуникации».
«Зачастую сложность состоит в том, чтобы посмотреть на поведение ребенка с функциональной точки зрения: зачем оно нужно».
«Прикладной анализ поведения — это не терапия для детей с расстройствами аутистического спектра, это работа с поведением человека на основе понимания законов поведения».
«В работе с нежелательным поведением ABA дает нам как бы другую оптику: мы смотрим на поведение как на функцию. Не говорим о том, что ребенок избалован, не определяем его как плохого, неблагополучного или еще какого-то, лишь изучаем, о чем нам пытается сообщить ребенок».
«Традиционная мера борьбы с вызывающим поведением в школе — визит в кабинет директора. Нам кажется, после этого поведение улучшится. Нет, не улучшится. Потому что, возможно, для этого ребенка это единственное время, когда он получает персональное внимание взрослого».
«Мне кажется, что дело и в недостатке ресурса, и в том, что трудно отказаться от житейского взгляда на проблему нежелательного поведения. На деле традиционные, привычные стратегии работы со сложным поведением могут оказаться еще более затратными, чем попытка изменить подход».