Работа со школами, с НКО, с разными проектами не только школьного включения учеников с РАС, но и выходящих за пределы школьных задач, которую в сотрудничестве с нашими специалистами проводят коллеги в Казани, показывает, насколько комплексным и многокомпонентным должен быть этот процесс.
В этом регионе, в том числе, мы на практике показываем действия, необходимые для транзитного планирования жизни человека с РАС. Центр проблем аутизма впервые актуализировал проблему технологий транзита и планов перехода детей с РАС для целей устойчивого взросления и социальной инклюзии еще в рамках своего собственного проекта «Такой же другой». В прошлом декабре на большой стратегической сессии именно в Казани мы работали над проектированием критериев и ключевых точек в послешкольной маршрутизации человека с РАС. В партнерстве с АНО «Школа для всех» на целую неделю было создано динамичное рабочее пространство, объединившее сотрудников системы образования, педагогов, родителей, правозащитников. В одной из проектировочных сессий участие принимала и руководитель АНО «Добрая Казань» Татьяна Мерзлякова. Тогда мы представили данные масштабного опроса родителей, посвященного транзитному планированию своих детей и показывающего наиболее чувствительные зоны в навыках взросления, требующие особого внимания при разработке планов перехода для подростков с РАС. Такие планы следует начинать формировать еще в условиях школы.
Интересные идеи и соображения, сформированные в итогах той стратсессии в Казани, частично легли в основу планирования форума «Инклюзивная школа», проведенном в апреле этого года в Сургуте Агентством стратегических инициатив. Там же на одной из панельных дискуссий группа кураторов сервиса «Инклюзивный наблюдатель» представляла концепцию того, как инклюзивная модель «ресурсный класс» может работать на настоящий бесшовный транзит подрастающего ученика.
На прошедшей неделе наши кураторы «Инклюзивного наблюдателя» побывали снова в Казани, где содержание супервизий показало много интересного и опять же учитывающего уже наработанное в рамках нашей работы с казанскими коллегами инклюзии.
Безусловно, как обычно, были наблюдения и тренинги в двух школа – 1ой и 51й, где профессиональный педагогико-поведенческий надзор ведется регулярно много лет. Состоялись тренинги с педагогами по самоменджменту – это крайне необходимые навыки не только для эффективности поддержки включения учеников с РАС, но и для собственной поддержки и наращивания эффективности и защиты от выгорания. Конечно, были консультации родителей включаемых учеников – причем, понятно, что запросы у родителей первоклашек, и у родителей старших учеников, включенных в школу давно, будут отличаться. Пирамида родительских потребностей в процессе существенно меняется.
Отличной проверкой внедрения ранее выданных педагогам знаний становится наблюдение за их практикой. В предыдущие выезды педагоги учились такой прекрасной методике, как поведенческий контракт. И вот в сентябре с началом учебного года возможность для практики применения поведенческих контрактов реально появилась. И педагоги стали обнаруживать силу этого метода. Но, конечно, супервизия его применения под опытным взглядом мастеров «Инклюзивного наблюдателя» сильно помогает избегать ошибок и неточностей.
И, конечно, всегда актуальны методики альтернативной коммуникации – без них ни инклюзия, ни поведенческое управление учеников с РАС невозможна. Поэтому дополнительное обучение, а затем и тренинги по PECS были крайне уместны и очень усилили учителей и тьюторов в этой области.
Однако, возвращаясь к связке «школа и после школы», стоит отметить и важное событие для Казани - прекрасный мультиформатный центр «Крылья» для работы с подростками с заболеваниями аутистического спектра открылся и распахнул свои двери. В центре расположились тренировочная квартира, психологический кабинет, спортивно-реабилитационный центр и студия, которая появилась благодаря запросу родителей на обучение детей фото-, видеосъемке и монтажу. Многие из аспектов такого проекта мы прорабатывали в той же декабрьской казанской образовательно-стратегической сессии «Инклюзия в Казани», прошедшей в «Точке кипения» АСИ.
В открытии центра приняли участие важные гости - мэр Казани Ильсур Метшин и глава Фонда президентских грантов Ильей Чукалиным. Но важным было и участие в консультировании команды руководителя сервиса «Инклюзивный наблюдатель» Валентины Минаковой, ведь наш опыт в профориентационных методиках, в выездных стажировках, в планировании тренировочного проживания ребят с РАС всегда востребован и может укрепить компетенции коллег в столь сложном и новом деле. Мы с огромной радостью поздравляем «Добрую Казань» и всех создателей этого пространства, в том числе, с его стартом!
Все эти взаимодействия, весь это прогресс в методических, организационных, поведенческих действиях нас невероятно радует. Они предотвращают хаотичность движения, они ставят работу с людьми с РАС на системные предсказуемые рельсы, они снижают нагрузку на педагогов и поддерживают их психологическую уверенность в своих силах и навыках. В конечном итоге, это и приводит к значимому повышению шансов аутичных людей на интеграцию, на свою реализацию в социуме, на качественное образование и полноценное взросление в естественной общественной среде.
Работа не останавливается. У проектов бывают формальные финалы и окончания. Но окончания у инклюзии людей с РАС – живых, настоящих, интересных и разнообразных – не бывает. С 30 сентября, например, еще одна группа казанских специалистов начнет обучение на курсе «Инструктор поведенческой терапии», чтобы осваивать базис науки о поведении и основы поведенческого подхода в школьной и социальной инклюзии.
Вся эта работа поддерживается Благотворительным фондом «Татнефть» и Фондом президентских грантов, софинансирующим сразу несколько проектов, синергично выстраивающих общую стратегию социально-образовательной инклюзии людей с аутизмом.
В этом регионе, в том числе, мы на практике показываем действия, необходимые для транзитного планирования жизни человека с РАС. Центр проблем аутизма впервые актуализировал проблему технологий транзита и планов перехода детей с РАС для целей устойчивого взросления и социальной инклюзии еще в рамках своего собственного проекта «Такой же другой». В прошлом декабре на большой стратегической сессии именно в Казани мы работали над проектированием критериев и ключевых точек в послешкольной маршрутизации человека с РАС. В партнерстве с АНО «Школа для всех» на целую неделю было создано динамичное рабочее пространство, объединившее сотрудников системы образования, педагогов, родителей, правозащитников. В одной из проектировочных сессий участие принимала и руководитель АНО «Добрая Казань» Татьяна Мерзлякова. Тогда мы представили данные масштабного опроса родителей, посвященного транзитному планированию своих детей и показывающего наиболее чувствительные зоны в навыках взросления, требующие особого внимания при разработке планов перехода для подростков с РАС. Такие планы следует начинать формировать еще в условиях школы.
Интересные идеи и соображения, сформированные в итогах той стратсессии в Казани, частично легли в основу планирования форума «Инклюзивная школа», проведенном в апреле этого года в Сургуте Агентством стратегических инициатив. Там же на одной из панельных дискуссий группа кураторов сервиса «Инклюзивный наблюдатель» представляла концепцию того, как инклюзивная модель «ресурсный класс» может работать на настоящий бесшовный транзит подрастающего ученика.
На прошедшей неделе наши кураторы «Инклюзивного наблюдателя» побывали снова в Казани, где содержание супервизий показало много интересного и опять же учитывающего уже наработанное в рамках нашей работы с казанскими коллегами инклюзии.
Безусловно, как обычно, были наблюдения и тренинги в двух школа – 1ой и 51й, где профессиональный педагогико-поведенческий надзор ведется регулярно много лет. Состоялись тренинги с педагогами по самоменджменту – это крайне необходимые навыки не только для эффективности поддержки включения учеников с РАС, но и для собственной поддержки и наращивания эффективности и защиты от выгорания. Конечно, были консультации родителей включаемых учеников – причем, понятно, что запросы у родителей первоклашек, и у родителей старших учеников, включенных в школу давно, будут отличаться. Пирамида родительских потребностей в процессе существенно меняется.
Отличной проверкой внедрения ранее выданных педагогам знаний становится наблюдение за их практикой. В предыдущие выезды педагоги учились такой прекрасной методике, как поведенческий контракт. И вот в сентябре с началом учебного года возможность для практики применения поведенческих контрактов реально появилась. И педагоги стали обнаруживать силу этого метода. Но, конечно, супервизия его применения под опытным взглядом мастеров «Инклюзивного наблюдателя» сильно помогает избегать ошибок и неточностей.
И, конечно, всегда актуальны методики альтернативной коммуникации – без них ни инклюзия, ни поведенческое управление учеников с РАС невозможна. Поэтому дополнительное обучение, а затем и тренинги по PECS были крайне уместны и очень усилили учителей и тьюторов в этой области.
Однако, возвращаясь к связке «школа и после школы», стоит отметить и важное событие для Казани - прекрасный мультиформатный центр «Крылья» для работы с подростками с заболеваниями аутистического спектра открылся и распахнул свои двери. В центре расположились тренировочная квартира, психологический кабинет, спортивно-реабилитационный центр и студия, которая появилась благодаря запросу родителей на обучение детей фото-, видеосъемке и монтажу. Многие из аспектов такого проекта мы прорабатывали в той же декабрьской казанской образовательно-стратегической сессии «Инклюзия в Казани», прошедшей в «Точке кипения» АСИ.
В открытии центра приняли участие важные гости - мэр Казани Ильсур Метшин и глава Фонда президентских грантов Ильей Чукалиным. Но важным было и участие в консультировании команды руководителя сервиса «Инклюзивный наблюдатель» Валентины Минаковой, ведь наш опыт в профориентационных методиках, в выездных стажировках, в планировании тренировочного проживания ребят с РАС всегда востребован и может укрепить компетенции коллег в столь сложном и новом деле. Мы с огромной радостью поздравляем «Добрую Казань» и всех создателей этого пространства, в том числе, с его стартом!
Все эти взаимодействия, весь это прогресс в методических, организационных, поведенческих действиях нас невероятно радует. Они предотвращают хаотичность движения, они ставят работу с людьми с РАС на системные предсказуемые рельсы, они снижают нагрузку на педагогов и поддерживают их психологическую уверенность в своих силах и навыках. В конечном итоге, это и приводит к значимому повышению шансов аутичных людей на интеграцию, на свою реализацию в социуме, на качественное образование и полноценное взросление в естественной общественной среде.
Работа не останавливается. У проектов бывают формальные финалы и окончания. Но окончания у инклюзии людей с РАС – живых, настоящих, интересных и разнообразных – не бывает. С 30 сентября, например, еще одна группа казанских специалистов начнет обучение на курсе «Инструктор поведенческой терапии», чтобы осваивать базис науки о поведении и основы поведенческого подхода в школьной и социальной инклюзии.
Вся эта работа поддерживается Благотворительным фондом «Татнефть» и Фондом президентских грантов, софинансирующим сразу несколько проектов, синергично выстраивающих общую стратегию социально-образовательной инклюзии людей с аутизмом.