Новости

ЦПА принял участие во Всероссийской конференции «Современные подходы в комплексном лечении и сопровождении детей с РАС»

20 января в Уфе в Конгресс-Холле «Торатау» прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Современные подходы в комплексном лечении и сопровождении детей с РАС». Организаторами выступили: Министерство здравоохранения РБ, Министерство образования и науки РБ, Благотворительный фонд «Территория счастья», Клиника «ПланетаМед», г. Москва, Центр ментального здоровья.
Конференция началась с приветственного слова министра здравоохранения Башкортостана Айрата Рахматуллина, который акцентировал внимание на значимости заявленной темы и важности совместного подхода к работе с аутизмом: «В регионе за последний год проведена большая работа по выявлению и лечению расстройств аутистического спектра, у нас работает Центр Ментального здоровья, который выездными приемами охватил около полутора тысяч детей за год своей работы, и это только начало. Я думаю, совместными усилиями мы повысим качество оказываемой помощи детям с аутизмом и их семьям».
На конференции выступили руководитель Клиники «ПланетаМед» Василий Генералов, директор ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», ведущий ученый в области психиатрической науки Татьяна Клюшник, главный внештатный специалист неонатолог Минздрава России по Приволжскому федеральному округу Виктория Амирова, генеральный директор АНО "Приволжский центр ментального здоровья" Оксана Баландина, Президент АНО «Центр проблем аутизма» и член Экспертного совета по образованию лиц с РАС при Министерстве просвещения РФ Екатерина Мень и многие другие.
По словам министра образования Республики Башкортостан Ильдара Мавлетбердина, с целью оказания содействия и помощи педагогам разработаны рекомендации по взаимодействию с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. В рекомендациях для педагогов прописаны необходимые этапы по сопровождению семьи ребенка с РАС с момента возникновения вопросов и сомнений у родителей, или педагогов к состоянию его здоровья, особенностей развития и поведения, до выбора образовательной организации и социализации ребенка в образовательной среде.

Также министерством разработан алгоритм беседы педагога с родителями в рамках профессиональной педагогической этики, даны ресурсы и маршрутизация в региональной системе комплексного сопровождения ребенка с РАС и его семьи. Включен чек-лист наблюдения за поведением ребенка и опросники для родителей, а также порядок взаимодействия педагогов образовательной организации для дальнейшей помощи семье ребенка.

Значимый посыл в отношении организации комплексной помощи детям с РАС был сделан в докладе Екатерины Мень, которая отметила необходимость более прогрессивных принципов подхода к командной работе в реабилитации и лечении. «Мультидисциплинарность подхода для нас очевидна, это уже общее место, и это уже прогресс по сравнению с подходом «один психиатр отвечает за все – и за поведение, и за понос, и за поцарапанную коленку». Но двигаться нужно дальше: от концепции «отдельный симптом – отдельный специалист» к более эффективной модели «проблемная зона, снижающая качество жизни как объект внимания разных специалистов».

Например, агрессивное поведение может иметь целый набор причин, лежащих и в поведенческой, и в сенсорной (например, ноцицептивной, когда присутствует недиагностированный болевой синдром), и в биохимической, и в гормональной плоскости (например, неконтролируемые скачки инсулина), и решать проблему агрессивного поведения необходимо слаженной командой, гарантирующей пациенту в равной степени поведенческий взгляд, а также неврологический, эндокринологический, гастроэнтерологический и диетологический подходы. Таким образом, профиль причин, и, соответственно, вмешательства у каждого будут носить индивидуальный характер.

Екатерина Мень подчеркнула, что в коррекции аутизма нет линейности, «нет первого, второго и третьего», и строить систему реабилитации нужно сразу с учетом эффективного лечения, эффективного обучения и эффективной двигательной активности в единой восстановительной экосистеме.
Еще одним уникальным компонентом конференции стала презентация внедрения в образовательные учреждения Башкортостана специального меню для детей с РАС, которое будет доступно для всех школ и детских садов республики.
Кроме того, на конференции был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в сфере поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья между министерством образования и науки РБ и социально ориентированными НКО, а также с общественной организацией помощи людям с эпилепсией «Не бойся».

В завершении конференции председатель попечительского совета Благотворительного Фонда «Территория счастья» Каринэ Хабирова поблагодарила спикеров за экспертное мнение, которое очень важно в организации эффективной работы межведомственного взаимодействия в ведении и сопровождении семей, столкнувшихся с аутизмом.

В научно-практической конференции приняли участие 358 участников, среди них врачи, педагоги, специалисты реабилитационных центров, некоммерческие организации, специализирующиеся работе с детьми с аутизмом, а также студенты педагогических и медицинских учебных заведений. За онлайн трансляцией следили специалисты крупнейших клиник Башкортостана и педагоги со всех уголков республики. На момент конференции ее посмотрело 3 547 человек, запись сохранится в группе Центра ментального здоровья в ВК.
В рамках конференции работала специализированная выставка и консультационные зоны. Гости конференции получили бесплатную консультацию врачей, прошли тест, диагностику в Центре ментального здоровья, узнали об образовательных учреждениях в регионе, куда могут пойти учиться дети с РАС, узнали о правилах питания детей, специальном меню, списке «правильных» продуктов и много другое.
Посмотреть запись конференции можно в группе в ВК «Центр ментального здоровья» https://vk.com/wall-218355327_824


Центр проблем аутизма благодарит руководство Республики Башкортостан и лично Каринэ Владимировну Хабирову за блестящую организацию конференции, за приглашение к участию в ее работе, за внимание всех ведомств этого региона к сложной и многосоставной проблеме аутизма.