Новости

"Такой же другой" стартовал в четвертый раз!

И, как всегда, это особенная история – по эмоциям, по пользе, по насыщению и по функциональной нацеленности, которую мы закладываем в нашу рекреационно-поведенческую программу.

На что мы опираемся, создавая программу лагеря со специалистами из разных областей (поведенческих аналитиков, психологов, неврологов, логопедов, музыкальных педагогов и тренеров разных дисциплин)?

Процесс обучения требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека.

Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нейронных связей в мозге.


Многие до сих недооценивают фундаментальную роль моторных нарушений при аутизме – а ведь уже доказано, что плохие моторные навыки могут усиливать трудности в социальном взаимодействии людей с аутизмом. Исследователи считают, что проблемы с координацией требуют своевременной идентификации и усилий для их преодоления, иначе они могут иметь негативные последствия во взрослой жизни людей с аутизмом.

Всего лишь два часа дополнительной физической активности в неделю может улучшить успеваемость в школе. (Это было показано в исследовании, включившем около 2000 двенадцатилетних детей, проведенном учеными из Университета Гетеборга. Это согласуется с другими исследованиями, демонстрирующими связь между физической активностью и познанием. Существует сильная корреляция между кардио-тренировками, IQ и устойчивостью мозговой деятельности у молодых людей).

Имеет значение и двигательная работа в синхроне (это может быть и командные технические комплексы в тхэквондо, или групповое перкуссионное занятие). Когда вы синхронно с кем-то двигаетесь под музыку — простое ли это покачивание в такт или полноценный танец, не важно — частично активируется ваша опиоидная система, а потому снижается болевой порог. У синхронной двигательной активности есть еще эффекты: улучшение настроения и усиление про-социального поведения. Это тоже подтверждено многочисленными исследованиями.

Мы опираемся на все эти данные. И задача разработчиков программы лагеря сделать, чтобы все эти реабилитационные цели были встроены в наиболее интересные сценарии занятий – так, чтобы дети чувствовали, что они «просто» играют, «просто» отдыхают, «просто» радуются, «просто» собирают из лего роботов, «просто» решают академические задачи, «просто» выражают здоровые и про-социальные эмоции. У детей – отдых, развлечение, игра. И они не знают, что за этим стоит серьезная реабилитационная научно-обоснованная программа, задуманная специальными взрослыми.
Что такое рекреация.

В устаревшем смысле, это – каникулы. В одном из рассказов Лескова было так: «День целый мы гуляли, купались, рыбку ловили, кашу варили, и всем нам было очень весело: уворованная рекреация удалась лучше всех дозволенных». Со временем смысл понятия чуть изменился, но наполнение осталось прежним. Просто научные исследования подтвердили восстановительный, оздоравливающий и реабилитационный потенциал рекреации.

Лето, как известно, лечит любого. Это такой сезон, который сам по себе лекарство. Потому что тепло. А раз тепло, то требуется очень мало времени для проведения в помещении, и позволяется очень много на улице. А там – воздух, моря, озера, леса, поля и долы. И все это уже – терапия.

Термин «экотерапия» (или, как ее еще называют, природотерапия, зеленая терапия) придумал и ввел в обиход Говард Клайнбелл, который так назвал свою книгу, изданную в 1996 году. Многие исследователи и практикующие врачи утверждают, что экотерапия – замечательная подмога в восстановительных процессах, эмоциональной гармонизации, борьбе с раздражительностью и преодолении стрессовых ситуаций. Но лечение природой оказалось довольно действенным и при более сложных медицинских состояниях – ожирении, гипертонии, диабете, депрессии, нейронарушениях.

Все возрастающий интерес к экотерапии дал старт развитию целой научной школы. В Университете им.Кеннеди (США) были созданы тематические кафедры, которые готовят квалифицированных специалистов по таким направлениям, как плодово-ягодная терапия, анималотерапия (терапия воздействием животных), управление стрессами и «экотревожностью».

Американский врач-психотерапевт Эрик Гаррисон, имеющий частную практику в Нью-Йорке и Ричмонде (США), в одном своем интервью отметил, что пребывание в тесном контакте с природой помогло его пациентам улучшить не только общее физическое состояние организма, но и его психоэмоциональную составляющую. Он признался, что «Люди более разговорчивы в процессе ходьбы. Движение, если рассматривать его как физический акт, защелкивает сознание. В течение 45 минутной прогулки с пациентом по Центральному парку я могу достичь лучшего результата, чем во время двухчасового приема в своем кабинете».

Рекреационная зона - это специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающая в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. Их основное назначение — восстановление физических и моральных сил человека.

«Зона здоровья», где мы четвертый год проводим наш лагерь, - это мощная и очень профессионально организованная рекреационная зона. Наш лагерь – семейный. И программа нацелена не только на функционал особых детей и детей типичных как их напарников. Но и на работу с родителями, от состояния и дееспособности которых зависит дальнейший успех всех вмешательств (о работе с родителями в лагере мы расскажем отдельно). Нам важно, чтобы целевые поведенческие, академические и коммуникативные тренинги были внутри мощного рекреационного контекста.

Поэтому лагерь насыщен всеми рекреационными методиками – взаимодействие с животными, прогулки и упражнения на свежем воздухе, рыбная ловля в пруду (дети с удовольствием этим занимаются, «добывая» настоящую рыбу и отпуская ее потом обратно), вечерний костер с приготовлением пищи и пением под гитару мультфильмовой песенной классики, которая включает в хор даже неговорящих ребят.

Рекреационный контекст в разы повышает эффекты занятий по когнитивно-поведенческим целям. Это настоящее чудо!