Новости

Проект ЦПА - победитель конкурса президентских грантов.

Продолжительный опыт реализации созданной Центром проблем аутизма модели инклюзии на методах структурированного обучения с технологией ресурсного класса и практика включения детей с аутизмом во все уровни образования показали ряд скрытых барьеров, зашитых в образовательные правила и стандарты. Но этот опыт показал и скрытые резервы инклюзии, которые – до практики – не осознаются и не используются. Поэтому до сих пор инклюзивное образование понимается как «дорогое», несмотря на данные мировых исследований по экономике образования о меньшей затратности инклюзивных форм, чем сегрегационные. Реализация ЦПА системных проектов, поддержанных Фондом президентских грантов, также открыла ряд возможностей, слабо используемых в практике инклюзии.

Один из бесценных ее ресурсов – сама среда с большинством нейротипичных сверстников, которые могут выступать ко-терапевтами детей с ОВЗ, наставниками и «моделями» поведения. Этот бесплатный ресурс может стать мощным абилитационным источником при условии правильной и научно-обоснованной организации такого применения. Наука доказывает пользу инклюзии и для здоровых учеников – качество образования, достигаемое в инклюзии, влияет на дальнейшую карьеру типичных детей. Эта польза достигается взаимодействием – между типичными учениками и атипичными, включаемыми.

Но взаимодействие не происходит само по себе. Так как сущностным свойством симптомокоплекса РАС является нарушения социального взаимодействия и коммуникации, это выступает барьером для естественного зарождения обычных социальных отношений – дружбы, игр, разделения общих интересов. Всему этому надо учить, и учить обе стороны – типичную и аутичную.

Много лет велись исследования роли типично развивающихся сверстников в социальном обучении детей с РАС. В этой стратегии, смещая взрослых на вторые роли, сверстники могут моделировать социальные навыки в естественной среде. Сегодня стратегии, основанные на сверстнико-опосредованном вмешательстве при аутизме, СОВА (Peer-Mediated Intervention (PMI) – в списке научно-обоснованных практик при РАС.

Мы получили множество доказательных парадигм обучения социальным навыкам, подразумевающих обучение сверстников действовать в качестве «компаньонов» или «тьюторов» для одноклассников с РАС. В зависимости от возраста учеников можно подобрать разные стратегии СОВА с выверенным эффектом – коммуникативные группы, обучение целого класса, прикрепление конкретного ученика к целевому однокласснику с РАС. В целом, обучение на базе метода СОВА основана на принципе, что обучая типичных сверстников взаимодействию с одноклассниками с РАС, можно создать больше возможностей для обучения социальным навыкам. Преимущество развития практик СОВА в инклюзии заключается в том, что происходит использование естественной социальной среды и контекста взаимодействия, что методики достаточно просты и требуют небольших затрат на администрирование, что эффективность их (повышение количества социальных реакций и инициатив со стороны учеников с РАС) научно доказана.

В нашей «ядерной» школе, ГБОУ «Школа 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова» где не только успешно включаются самые разные дети с РАС и нарушениями нейроразвития, но и где существует подлинная лаборатория, в которой вырабатываются технологии, подходы и методики, с успехом распространяемые по всей стране нашими последователями (школами, внедряющими модель ресурсного класса), мы применяем и развиваем различные техники и форматы СОВА не один год.

Теперь Центр проблем аутизма получил Президентский грант на развитие этого проекта – на более углубленное изучение практик и форматов сверстнико-опосредлованных вмешательств, на расширение экспериментальной базы для внедрения метода, для анализа данных по этим вмешательствам, для методической их обработки и структуризации, и, конечно, для передачи их нашим коллегам – в первую очередь, подопечным «Инклюзивного наблюдателя», и более широкому кругу школ, внедривших инклюзию через модель «ресурсный класс» и заинтересованных в более эффективном использовании инклюзивной образовательной среды. Одним из близких мероприятий станет семинар по методикам, основанным на СОВА, от Трейси Гиу, крупнейшего специалиста в специальном образовании и поведенческих науках, который пройдет в рамках внеконференционной программы Московская международная конференция «Аутизм: вызовы и решения».

Мы от всей нашей команды и от лица всех наших многочисленных региональных партнеров по инклюзии благодарим Фонд президентских грантов за высокую оценку инновативного и очень важного проекта ЦПА и выделению очередного гранта для поддержки этой работы.

Небольшое видео о нашей работе в различных форматах СОВА можно посмотреть на сайте ЦПА https://autismchallenge.ru/sova/