В наших ресурсных классах ЦПА уделяет много внимания развитию и совершенствованию бытовых навыков учеников.
Но как переносить навыки в естественные для ребёнка условия, а также превратить их в регулярную и востребованную средой деятельность?
Например, возможностью перехода к составлению и соблюдению расписания домашних обязанностей могут стать дежурства в ресурсном классе. Специалисты ресурсно-тьюторских служб выбирают стратегии, при которых регулярно назначают нескольких дежурных, между которыми распределяются задачи на день. В список задач они отбирают знакомые ученику поведенческие цепочки.
Поведенческая цепочка – это методика, которая используется в поведенческой терапии и обучении. Она направлена на формирование сложных навыков через последовательное объединение простых действий или шагов. Этот подход основывается на принципах оперантного обусловливания, где каждое отдельное действие подкрепляется положительным вознаграждением, что способствует его повторению и закреплению в поведении.
Исследования показывают, что поведенческая цепочка является эффективным методом для формирования сложных навыков в различных областях, включая обучение детей с особыми потребностями, развитие социальных навыков и профессиональное обучение. Например, в контексте работы с детьми с аутизмом, поведенческая цепочка может помочь в обучении социальным взаимодействиям, где каждый шаг последовательно обучается и закрепляется.
Кроме того, использование поведенческих цепочек может повысить мотивацию и уверенность в себе у обучающихся, так как они видят прогресс и получают положительное подкрепление на каждом этапе. Это делает методику особенно полезной в контексте поведенческой терапии, где важно не только изменение поведения, но и поддержание эмоционального здоровья и мотивации.
В практике ресурсных классов Центр проблем аутизма опирается на основные правила создания поведенческих цепочек: определение навыков, которым нужно обучить, анализ задачи, рассмотрение индивидуальных особенностей ученика, сбор первичных данных одним из доступных методов и определение вида формирования цепочки (прямая и обратная последовательность).
Например, возможностью перехода к составлению и соблюдению расписания домашних обязанностей могут стать дежурства в ресурсном классе. Специалисты ресурсно-тьюторских служб выбирают стратегии, при которых регулярно назначают нескольких дежурных, между которыми распределяются задачи на день. В список задач они отбирают знакомые ученику поведенческие цепочки.
Поведенческая цепочка – это методика, которая используется в поведенческой терапии и обучении. Она направлена на формирование сложных навыков через последовательное объединение простых действий или шагов. Этот подход основывается на принципах оперантного обусловливания, где каждое отдельное действие подкрепляется положительным вознаграждением, что способствует его повторению и закреплению в поведении.
Исследования показывают, что поведенческая цепочка является эффективным методом для формирования сложных навыков в различных областях, включая обучение детей с особыми потребностями, развитие социальных навыков и профессиональное обучение. Например, в контексте работы с детьми с аутизмом, поведенческая цепочка может помочь в обучении социальным взаимодействиям, где каждый шаг последовательно обучается и закрепляется.
Кроме того, использование поведенческих цепочек может повысить мотивацию и уверенность в себе у обучающихся, так как они видят прогресс и получают положительное подкрепление на каждом этапе. Это делает методику особенно полезной в контексте поведенческой терапии, где важно не только изменение поведения, но и поддержание эмоционального здоровья и мотивации.
В практике ресурсных классов Центр проблем аутизма опирается на основные правила создания поведенческих цепочек: определение навыков, которым нужно обучить, анализ задачи, рассмотрение индивидуальных особенностей ученика, сбор первичных данных одним из доступных методов и определение вида формирования цепочки (прямая и обратная последовательность).
При обратной последовательности, в первую очередь ребёнок обучается последнему шагу цепочки. Для этого ему подсказывают все шаги цепочки за исключением последнего действия. Обратная цепочка часто применяется в ситуации, когда у цепочки реакций есть очевидное подкрепление. Это делается для того, чтобы ученик вступил в контакт с подкреплением быстрее. Например, если он любит гулять и развивает навык завязывания шнурков, здесь уместно начать работать методом обратной цепочки, так как сразу за последним шагом ученика ждёт подкрепление.
Таким образом, метод поведенческой цепочки позволяет работать с бытовыми и другими неакадемическими навыками, перенося их в естественные для ребёнка условия.