Президент ЦПА Екатерина Мень приняла участие в сомодерации двух крайне важных дискуссий, выступив также экспертом по обсуждаемым темам.
В первую очередь, это Проектная сессия «Оценка инклюзивности образовательной организации», в рамках которой эксперты и слушатели в зале обсуждали критерии оценки инклюзивной культуры и возможности измерения результатов инклюзивности образовательных условий.
Диалог в этом направлении давно назрел, так как он, в частности, касается и мотивации школы развивать инклюзию, и возможностей учета инклюзивности школы в рейтингах, и исследования факторов, влияющих на развитие инклюзии, либо на барьеры в ее внедрении.
Интересным и содержательным был и круглый стол под названием «Ресурсный класс в правовом поле». Основными темами обсуждения были вопросы:
- ресурсный класс – класс-коллектив или технология модификации образовательной среды?
- ресурсный класс – это строгий канон или творческий способ организации процессов обучения и включения?
- ресурсный класс – это модель образования «для аутизма» или модель включения «без нозологии»?
- какие нормотворческие меры необходимо предпринять, чтобы ускорить распространение технологии в российском образовании?
- исключает ли ресурсный класс другие модели инклюзии и организации включающей среды?
- без каких элементов – методических и правовых – невозможна полноценная реализация модели?
- ресурсный класс как вызов для кадрового психолого-педагогического ландшафта.
На круглом столе эксперты из разных регионов представили срез вариативности практики внедрения и реализации модели «ресурсный класс» в самых различных школах и региональных условиях. Был представлен опыт Белгородской области, Воронежской, Волгоградской, Челябинской и Москвы. В каждом из этих регионов есть хорошие результаты работы в этом направлении, каждый из регионов ищет свои пути и стратегии нормативного и правового обеспечения этой практики. И каждый из этих регионов при высоком прогрессе деятельности в этой области имеет свои преграды и свое понимание трудностей, преодоление которых может ускорить и поддержать их работу.
Это было очень интересное обсуждение, в результате которого четко была артикулирована потребность в некотором общем регулирующем правовом документе федерального уровня, который интегрировал бы все необходимые позиции легитимности данной деятельности, давал обоснования для ее ресурсного обеспечения и синхронизировал бы все региональные органы образования в части методического стандарта модели инклюзии «ресурсный класс». Выводы и запросы, озвученные в данных дискуссиях будут включены в резолюцию конференции, которую Программный комитет конференции передаст в профильные министерства.
Конечно, необходимо отметить и другие мероприятия конференции, блестящие выступления зарубежных спикеров, исследователей в области образовательных наук и стратегий, отличные дискуссии и доклады, касающиеся преемственности инклюзивных процессов – от ранней помощи к социальной инклюзии.
Это был невероятно содержательный форум, свидетельствующий о том, что квалифицированных и заинтересованных игроков на поле развития инклюзии сегодня достаточно, все они строят конструктивный диалог, все больше ценности инклюзии проникают в самые различные педагогические подходы и технологии, инклюзия перестает быть экзотикой, а превращается в область системной трудоемкой и ежедневной работы.
Отдельную благодарность мы хотим выразить Институту проблем инклюзивного образования МГППУ и персонально его директору Светлане Владимировне Алехиной. Встречи и общение в рамках конференции, особенно в наше неспокойное время – самая главная ценность такого форума.
.
.
#ЦентрПроблемАутизма #ЦПА
#Инклюзия1465 #ИнклюзивныйНаблюдатель
#ФПГ