ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОЧНАЯ СЕССИЯ СУПЕРВИЗИЙ ПРОЕКТА «ИНКЛЮЗИВНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ».
Инклюзивные школы в Набережных Челнах, работающие по модели ресурсных зон, в общем порядке подавались на конкурс проекта «Инклюзивный наблюдатель» и, ответив всем критериям и требованиям, стали его полноправным участником.
Набережные Челны работают с Центром проблем аутизма много лет и представляют собой уникальный пример успешной комплексной социальной работы. Хотелось бы отметить, что в Набережных Челнах сложилась особая модель межведомственного взаимодействия на поле работ по абилитации и образования детей с РАС и нарушениями нейроразвития. И заслуга в достижении такой модели целиком относится к местному НКО – АНО «Центр лечебной педагогики «Чудо-дети» и ее руководителю Асе Кисловой. Ей удалось выстроить уникальную систему помощи детям с аутизмом и нарушениями развития, которая представлена комплексом функционально связанных проектов и площадок. АНО «Чудо-дети» вошло в реестр поставщиков социальных услуг и, в этой связи, может на безвозмездной основе предоставлять как ординарную, так и курсовую реабилитацию на базе созданного АНО Центра. Центр представляет собой мультидисциплинарную площадку с программами, сочетающими ряд медицинских методов (из области восстановительной медицины), методов психологических и педагогических, среди которых особое место занимается поведенческий подход.
Центр плотно сотрудничает с местным ПНД, и это редкий случай партнерской психиатрии. Как сказал на встрече с Екатериной Мень главный психиатр города Исаак Михайлович Беккер, «у нас в стране есть одна общая и очень характерная проблема: у нас никогда не сходятся в единых целях психиатрия и педагогика с психологией. Это всегда лебедь, рак и щука. Потому что типово психиатрия направлена на изоляцию, педагогика и психология на поддержку. Создать модель, в которой бы все работали со своих позиций на интеграцию этих детей, довольно сложно».
Но это именно то, что пытаются сделать в Набережных Челнах, где системным интегратором выступает НКО – АНО «Чудо-дети». Именно «Чудо-дети» выступают точкой сборки очень разных векторов. Сама Ася Кислова, являясь клиническим психологом, кандидатом психологических наук, уже несколько лет изучает прикладной анализ поведения (в этом году она заканчивает сертификационный курс уровня ВСВА в Московском институте психоанализа), кроме того, получила и менеджерское образование. Эти компетенции дали уникальный результат – в реабилитации детей выстраивается непрерывный комплексный маршрут, построенный на общей методологии и общем целеполагании.
Вполне естественно, что частью этого ландшафта стало направление инклюзивного образования детей с РАС. Несколько лет подряд и сама руководитель Кислова, и часть ее команды проходила обучение в программе повышения квалификации «Включи меня!» – пока единственной на сегодня программе, где в детальном изложении и в инжиниринговом формате практиками и создателями модели инклюзии с технологией ресурсной зоны передаются все необходимые знания для построения и внедрения данной модели в любой школе нашей страны. Специалисты Набережных Челнов проходили и отдельную подготовку по поведенческому анализу, обучались на углубленных семинарах, были постоянными слушателями основной и внеконференционной программы Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения». Кроме того, основное ядро команды, включая руководителя, прошли очную стажировку на базе московской школы №1465, являющейся материнской площадкой данной модели инклюзии (именно отсюда модель пошла распространяться по всей стране и именно здесь продолжают вырабатываться новые инклюзивно-образовательные технологии, востребованные последователями этого опыта). Серьезная подготовка в этом направлении, а также качественная коммуникация с местными органами власти, с региональными депутатами, с ведомствами – образовательным и социальным – позволили Набережным Челнам в прошлом году запустить первую школьную площадку с внедрением модели инклюзии с технологией ресурсной зоны (на базе школы №3), а в этом учебном внедрить модель инклюзии еще в одной школе — №58.
14 мая в рамках проводимых супервизий специалистами ЦПА в школе №58 прошла конференция, на которую собрались администрации практически всех школ города, представители власти, городского исполкома, законодательного собрания управления образования. С докладом о возможных стратегиях, сложностях и возможностях для развития инклюзивного образования выступила Екатерина Мень. От ЦПА также выступила Надежда Бурлака, консультант ЦПА, опытный тьюторский тренер, проводящая в рамках «Инклюзивного наблюдателя» содержательную и методическую супервизию площадок этого города. Надежда начинала свою работу как консультант челнинских инклюзивных школ еще в прошлом году, и сейчас она поразилась результатам детей. Дети с аутизмом, пришедшие в школу в прошлом году, за неполные два года обучения в инклюзии показали поистине выдающиеся результаты – как в адаптивности, так и в академической сфере. На конференции Надежда представила практико-ориентированный доклад по внедрению модели инклюзии в дошкольное звено. Ресурсный педагог школы №58 представила опыт работы в инклюзии уже этого учебного года.
Супервизии – тренировка тьюторов, оценка их работы, построение внутришкольных коммуникаций, необходимых для повышения инклюзивности, диагностика и коррекция работы ресурсно-тьюторской службы, оценка и поддержка индивидуальных образовательных планов, уточнение поведенческих протоколов – еще продолжаются. Но уже сейчас можно сказать, что то, что на сегодня выстроено в Набережных Челнах – это опыт, который заслуживает большого внимания и анализа. Мы желаем коллегам реализации всех задуманных планов и продолжим наше конструктивное партнерство.
Благодарим Фонд президентских грантов за поддержку проекта «Инклюзивный наблюдатель».