29 ноября в Казани при участии Центра проблем аутизма прошла коммуникационная сессия, целью которой было сформировать и уточнить проектные и продуктовые гипотезы по транзитному планированию у людей с РАС.
Опираясь на сценарий формирования целей транзита на основе потребностей целевой аудитории, 5 команд, состоящих их родителей, педагогов, активистов НКО и представителей государственных ведомств, участвовали в обсуждении проектов и продуктов, которые необходимо инициировать, чтобы этот переход во взросление и самоопределение проходил наиболее конструктивно.
Модератором сессии выступил Ильнур Мифтахов, консультант по трансформации образовательных систем и семейных стратегий. Он планомерно и динамично стимулировал команды к рефлексии и артикуляции основных объективных и, часто, скрытых барьеров, мешающих достижению благополучия и повышению качества жизни людей с аутизмом.
Подготовка детей с РАС к переходу к среднему образованию и трудоустройству – важная задача, которая должна быть решена уже во время обучения в школе. Основной комментарий к статье 24 «Об образовании» Конвенции о правах инвалидов, в пункте 54 подчеркивает, что «качественное инклюзивное образование должно обеспечивать инвалидов подготовкой к трудовой жизни за счет знаний, навыков и уверенности, необходимых для участия в открытом рынке труда и в открытой, открытой и доступной рабочей среде».
В инклюзивных школах, реализующих адаптированные образовательные программы, основное внимание уделяется академической деятельности. И она «не опрокидывается» в функциональный контекст, где академические навыки получали бы сразу подкрепление в условиях продуктивной деятельности.
Феномен транзитного планирования до сих пор в системе российского образования не атрибутирован. Тогда как без этого инструмента и явления практически невозможно рассчитывать на успешность взросления и на социальную инклюзию людей с ментальной инвалидностью.
Должна быть создана модель по подготовке перехода учеников, выученных в условиях инклюзии по технологии ресурсного класса, на следующий уровень образования вне зависимости от глубины аутизма.
Согласно опросу, проведенному ЦПА в 2023 году, в котором приняли участие более 700 родителей детей с ментальной инвалидностью, 85,3% родителей считают, что отдельная диагностика навыков, связанных с социальным и трудовым функционированием и не связанных с академическим уровнем, категорически необходима. Внедрение модели инклюзии, разработанной ЦПА для детских садов и общеобразовательных школ, необходимо также и в колледжах, на уровне среднего профессионального образования.
Однако самого по себе внедрения данной модели недостаточно. Для обеспечения преемственности в переходе учеников с РАС из школы в колледжи, учитывая все сложности аутистических особенностей, необходимо готовить к этому переходу уже в школе. Опрос ЦПА показал, значительной части родителей (59,5%) неизвестно об образовательных учреждениях, которые готовы принять их ребёнка после окончания школы.
Согласно исследованию ЦПА, почти половина родителей (43,1%) называют беспокойство по поводу маршрута ребёнка после школы своей главной тревогой, при этом признавая, что пока не видят вариантов решений. Чаще всего этот вариант ответа выбирали родители детей старше 18 лет (55,1%), на втором месте – родители детей до 18 лет (52,5%). В наиболее многочисленной опрошенных группе (44,4%) – родителей детей до 11 лет – самый популярный ответ: «для меня это отдельная область беспокойства, но не главный вопрос, вариантов решения у меня пока что нет».
Можно предположить, что тревога по поводу послешкольного маршрута возрастает с течением времени: чем ближе к выпуску из школы, тем больше родители переживают. Стоит отметить, что среди опрошенных очень мало тех, кто уверен в том, что к моменту выпуска ребенка, вариантов обучения и занятий на период взросления будет достаточно (от 1,3% до 6,1%).
Сессия была организована при поддержке Фонда президентских грантов, Благотворительного фонда Татнефть | Альметьевск и Агентства стратегических инициатив.
Опираясь на сценарий формирования целей транзита на основе потребностей целевой аудитории, 5 команд, состоящих их родителей, педагогов, активистов НКО и представителей государственных ведомств, участвовали в обсуждении проектов и продуктов, которые необходимо инициировать, чтобы этот переход во взросление и самоопределение проходил наиболее конструктивно.
Модератором сессии выступил Ильнур Мифтахов, консультант по трансформации образовательных систем и семейных стратегий. Он планомерно и динамично стимулировал команды к рефлексии и артикуляции основных объективных и, часто, скрытых барьеров, мешающих достижению благополучия и повышению качества жизни людей с аутизмом.
Подготовка детей с РАС к переходу к среднему образованию и трудоустройству – важная задача, которая должна быть решена уже во время обучения в школе. Основной комментарий к статье 24 «Об образовании» Конвенции о правах инвалидов, в пункте 54 подчеркивает, что «качественное инклюзивное образование должно обеспечивать инвалидов подготовкой к трудовой жизни за счет знаний, навыков и уверенности, необходимых для участия в открытом рынке труда и в открытой, открытой и доступной рабочей среде».
В инклюзивных школах, реализующих адаптированные образовательные программы, основное внимание уделяется академической деятельности. И она «не опрокидывается» в функциональный контекст, где академические навыки получали бы сразу подкрепление в условиях продуктивной деятельности.
Феномен транзитного планирования до сих пор в системе российского образования не атрибутирован. Тогда как без этого инструмента и явления практически невозможно рассчитывать на успешность взросления и на социальную инклюзию людей с ментальной инвалидностью.
Должна быть создана модель по подготовке перехода учеников, выученных в условиях инклюзии по технологии ресурсного класса, на следующий уровень образования вне зависимости от глубины аутизма.
Согласно опросу, проведенному ЦПА в 2023 году, в котором приняли участие более 700 родителей детей с ментальной инвалидностью, 85,3% родителей считают, что отдельная диагностика навыков, связанных с социальным и трудовым функционированием и не связанных с академическим уровнем, категорически необходима. Внедрение модели инклюзии, разработанной ЦПА для детских садов и общеобразовательных школ, необходимо также и в колледжах, на уровне среднего профессионального образования.
Однако самого по себе внедрения данной модели недостаточно. Для обеспечения преемственности в переходе учеников с РАС из школы в колледжи, учитывая все сложности аутистических особенностей, необходимо готовить к этому переходу уже в школе. Опрос ЦПА показал, значительной части родителей (59,5%) неизвестно об образовательных учреждениях, которые готовы принять их ребёнка после окончания школы.
Согласно исследованию ЦПА, почти половина родителей (43,1%) называют беспокойство по поводу маршрута ребёнка после школы своей главной тревогой, при этом признавая, что пока не видят вариантов решений. Чаще всего этот вариант ответа выбирали родители детей старше 18 лет (55,1%), на втором месте – родители детей до 18 лет (52,5%). В наиболее многочисленной опрошенных группе (44,4%) – родителей детей до 11 лет – самый популярный ответ: «для меня это отдельная область беспокойства, но не главный вопрос, вариантов решения у меня пока что нет».
Можно предположить, что тревога по поводу послешкольного маршрута возрастает с течением времени: чем ближе к выпуску из школы, тем больше родители переживают. Стоит отметить, что среди опрошенных очень мало тех, кто уверен в том, что к моменту выпуска ребенка, вариантов обучения и занятий на период взросления будет достаточно (от 1,3% до 6,1%).
Сессия была организована при поддержке Фонда президентских грантов, Благотворительного фонда Татнефть | Альметьевск и Агентства стратегических инициатив.