В рамках Форума состоялась большая секция по пониманию и организации дружелюбной среды. При модерации директора ФРЦ по аутизму Хаустова А.В. в работе секции приняли представители разных сфер образования, медицины и культуры, чтобы обсудить концепцию дружелюбной среды.
В работе секции приняла участие сотрудник Центра проблем аутизма, специалист по адаптивному спорту, руководитель проекта «Пестрый пояс» Татьяна Хачатурова.
Объясняя разницу между средой доступной и дружелюбной, Татьяна отметила, что доступная среда – это та, в которую человек с аутизмом принципиально может попасть, то есть может находиться и функционировать. Дружелюбная, по ее мнению - это среда, в которой он ХОЧЕТ находиться, и где функционирует и развивается на максимуме своих возможностей. Второй элемент тоже важен, так как без него дружелюбная среда - это "детская комната с гаджетами в Макдональдсе". «Вчера несколько не хватало структуры и отчасти мы изобретали велосипед, - говорит Татьяна, - Ведь же есть конвенция в отношении требований к доступной среде, в частности, мы знаем, что доступность, в том числе, привязывается к основным функциональным дефицитам».
Дружелюбность не может быть без универсальности. Дружба хороша, когда она приятна обеим сторонам. То есть в дружелюбной среде классно должно быть не только человеку с особенностями, но и его компаньону. «Естественно, что возможности приспособления к среде у всех разные, - говорит эксперт - но должны учитываться потребности всех сторон».
Довольно сложно переходить к следующему этапу, не решив полностью задачи первого. Какие бы перемены в обществе мы ни отмечали, какой бы прогресс в социальном поведении мы не наблюдали, пока рано говорить о укорененном инклюзивном менталитете. Быстро этот процесс не происходит. Нужно создать подлинно доступную среду, чтобы переходить к разговору о дружелюбной.
Доступность – это четкий набор правил, технологий, приемов. Без их освоения барьеры не снимаются. Занимаясь направлением адаптивного спорта, мы точно знаем, за счет каких средств и инструментов разбираются барьеры недоступности. Создавая такую среду в спорте, мы нашли инструменты, как сделать так, чтобы нашим детям были рады их сверстники на тренировках и соревнованиях. И тут нет преувеличения – поддержка типичными сверстниками на тренировках и соревнованиях особых спортсменов не просто наблюдается, а тщательно фиксируется и стимулируется.
Вместе с тем панель показала актуальность проблемы, вовлеченность экспертов и участников в дискуссию, говорила и об их значимом опыте в работе по развитию френдли-сред, и было высказано много полезных идей и смыслов.
Татьяна отметила важность получения обратной связи от самих людей с РАС и их включение при дизайне и организации такой среды. И это горячо было поддержано другими экспертами панели.
Мы благодарим всех участников разговора и организаторов форума и панели Агентство стратегических инициатив за возможность участия и представления своего мнения на эту важную тему, направленную на проговаривание самых разных аспектов социокультурной интеграции людей с аутизмом.