Это касается как непосредственно «подопечной» нам инклюзии в московской школе №1465, где технологий «ресурсный класс» внедрена уже более десяти лет, и проходит все неизбежные этапы своего развития в связи с ростом и изменениями включаемых учеников.
Это касается, конечно, и площадок, входящих в пул сопровождения сервиса «Инклюзивный наблюдатель» - где есть школы, уже много лет реализующие стратегии инклюзии по модели ресурсного класса, так и новички (а стартап – это особые опции подготовки).
И это касается системной профильной работы с регионами, с властями, с профильными сообществами и ведомствами, без погружения которых в инклюзивную материю ни одна школа «в отдельном государстве» инклюзию не построит.
Например, перед учебным годом мы были в Липецке. Там 25 августа 2023 года состоялся XIX областной образовательный форум «Будущее формируется сегодня». На форуме обсуждались актуальные вопросы развития образования, наставничества в системе образования, профориентации школьников, совершенствования деятельности советников директора по воспитанию и многие другие.
В работе форума приняли участие руководители районных отделов образования, школ и профессиональных образовательных организаций.
Участников приветствовали главный федеральный инспектор по Липецкой области Олег Снежков, вице-губернатор Анатолий Якутин, председатель Липецкого областного Совета депутатов Аверов Дмитрий Львович, начальник управления образования и науки Липецкой области Инесса Шуйкова
Пленарная часть форума состоялась в многопрофильной полилингвальной школе № 34 Global г. Липецка. Это прекрасное пространство произвело на нас невероятное впечатление – среда, в том числе, интерьерная и материально-предметная формирует поведение. И такие пространства точно стимулируют открытость, инновации, доброжелательность.
Это касается, конечно, и площадок, входящих в пул сопровождения сервиса «Инклюзивный наблюдатель» - где есть школы, уже много лет реализующие стратегии инклюзии по модели ресурсного класса, так и новички (а стартап – это особые опции подготовки).
И это касается системной профильной работы с регионами, с властями, с профильными сообществами и ведомствами, без погружения которых в инклюзивную материю ни одна школа «в отдельном государстве» инклюзию не построит.
Например, перед учебным годом мы были в Липецке. Там 25 августа 2023 года состоялся XIX областной образовательный форум «Будущее формируется сегодня». На форуме обсуждались актуальные вопросы развития образования, наставничества в системе образования, профориентации школьников, совершенствования деятельности советников директора по воспитанию и многие другие.
В работе форума приняли участие руководители районных отделов образования, школ и профессиональных образовательных организаций.
Участников приветствовали главный федеральный инспектор по Липецкой области Олег Снежков, вице-губернатор Анатолий Якутин, председатель Липецкого областного Совета депутатов Аверов Дмитрий Львович, начальник управления образования и науки Липецкой области Инесса Шуйкова
Пленарная часть форума состоялась в многопрофильной полилингвальной школе № 34 Global г. Липецка. Это прекрасное пространство произвело на нас невероятное впечатление – среда, в том числе, интерьерная и материально-предметная формирует поведение. И такие пространства точно стимулируют открытость, инновации, доброжелательность.
Не случайно, секция, для проведения которой была приглашена Екатерина Мень, президент Центр проблем аутизма, называлась «Психологический климат в школе». И на ней обсуждалась такая «эфемерная» материя, как благополучие.
Екатерина Мень процитировала слова великого психолога, одного из создателей и лидеров гуманистической психологии Карла Роджерса: “Таким образом, оказывается, что одной из составляющих процесса, который я называю "хорошей жизнью", выступает движение от полюса защитных реакций к полюсу открытости своему опыту”. Это движение – от чувства уровня базовой безопасности к чувству счастья и радости в той или иной среде – и составило большой разговор в рамках сессии.
По сути, это был разговор о счастье. «Классное счастье» - так и называлась лекция Екатерины Мень, в которой обсуждались аспекты, из которых складывается и понятие благополучия ученика в школе, и само это их благополучие. Лекция пыталась ответить на вопросы, какими средствами уже сегодня мы можем обеспечивать психологическую безопасность школьной среды; сколько в состоянии благополучия субъективного, а сколько объективного; как эмоциональный фон школы влияет на результативность обучения и на качество образования.
Екатерина Мень процитировала слова великого психолога, одного из создателей и лидеров гуманистической психологии Карла Роджерса: “Таким образом, оказывается, что одной из составляющих процесса, который я называю "хорошей жизнью", выступает движение от полюса защитных реакций к полюсу открытости своему опыту”. Это движение – от чувства уровня базовой безопасности к чувству счастья и радости в той или иной среде – и составило большой разговор в рамках сессии.
По сути, это был разговор о счастье. «Классное счастье» - так и называлась лекция Екатерины Мень, в которой обсуждались аспекты, из которых складывается и понятие благополучия ученика в школе, и само это их благополучие. Лекция пыталась ответить на вопросы, какими средствами уже сегодня мы можем обеспечивать психологическую безопасность школьной среды; сколько в состоянии благополучия субъективного, а сколько объективного; как эмоциональный фон школы влияет на результативность обучения и на качество образования.
Нам кажется, уместно будет привести отзыв одного из участников секции, превосходной заведующей инклюзивным детским садом ДОУ №32 г. Липецка Стрельниковой Натальи Владиславовны:
«Ярко, динамично, познавательно, значимо, необходимо….». Именно так, для меня, как руководителя дошкольной образовательной организации, где воспитываются более тысячи дошкольников, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, прошла незабываемая встреча с ведущим спикером Екатериной Мень на XIX областной образовательной конференции Липецкой области.
В рамках дискуссии были затронуты наиболее важные аспекты; о том, КАК и какими средствами, мы уже сегодня можем обеспечить то самое БЛАГОПОЛУЧИЕ (чувство безопасности, счастья и радости) для всех участников образовательных отношений.
Екатериной Евгеньевной были представлены стратегии развития внутренней мотивации у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, основные принципы управления обучением (нейропедагогика), концепция УДОД, 6 практических стратегий, основанных на мозг-базируемом обучении, для педагогов, полезные ссылки на методические и научно-практические материалы.
Хочу выразить огромную благодарность за ценность знаний, полученных в ходе Вашей практической лекции, тот, необходимый опыт работы, который я получила в режиме «живого времени», здесь и сейчас».
«Ярко, динамично, познавательно, значимо, необходимо….». Именно так, для меня, как руководителя дошкольной образовательной организации, где воспитываются более тысячи дошкольников, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, прошла незабываемая встреча с ведущим спикером Екатериной Мень на XIX областной образовательной конференции Липецкой области.
В рамках дискуссии были затронуты наиболее важные аспекты; о том, КАК и какими средствами, мы уже сегодня можем обеспечить то самое БЛАГОПОЛУЧИЕ (чувство безопасности, счастья и радости) для всех участников образовательных отношений.
Екатериной Евгеньевной были представлены стратегии развития внутренней мотивации у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, основные принципы управления обучением (нейропедагогика), концепция УДОД, 6 практических стратегий, основанных на мозг-базируемом обучении, для педагогов, полезные ссылки на методические и научно-практические материалы.
Хочу выразить огромную благодарность за ценность знаний, полученных в ходе Вашей практической лекции, тот, необходимый опыт работы, который я получила в режиме «живого времени», здесь и сейчас».
А мы хотим поблагодарить организаторов форума, Институт развития образования Липецкой области, лично Начальника Управления образования и науки Липецкой области Инессу Шуйкову за содержательный и во многом зажигательный форум.
Хотим поблагодарить экспертов ЦПА, кто помогает с исследованиями и анализом по столь сложным темам.
И, конечно, благодарим тех, кто нашу системную инклюзивную исследовательскую работу поддерживает – Фонд президентских грантов за поддержку проекта «Инклюзивный наблюдатель» и Агентство стратегических инициатив за системную поддержку распространения технологии инклюзии по модели ресурсного класса.
Хотим поблагодарить экспертов ЦПА, кто помогает с исследованиями и анализом по столь сложным темам.
И, конечно, благодарим тех, кто нашу системную инклюзивную исследовательскую работу поддерживает – Фонд президентских грантов за поддержку проекта «Инклюзивный наблюдатель» и Агентство стратегических инициатив за системную поддержку распространения технологии инклюзии по модели ресурсного класса.
1 сентября
1 сентября немножко растянулось – такое длинное с уикэндом, и сегодня уже стартануло (хотя и не полностью, будут еще старты и следите за нашими новостями).
В подопечной прекрасной старейшей инклюзивной школе №1465 традиция и перемены одновременно. Группа выпускников, увы, уже не в школе, у них новая образовательная траектория. А вот ребятишки, которые еще школьники – у них много и стабильного, и нового.
Большая группа наших учеников, проходивших обучение в автономном классе одного из отделений, в этом году переходит в более расширенную инклюзию. Они переведены в обычные классы своих параллелей, и педагоги ресурсно-тьюторской службы уже подготовили в базе стратегию их включения теперь и в общие инклюзивные академические (урочные) пространства.
В подопечной прекрасной старейшей инклюзивной школе №1465 традиция и перемены одновременно. Группа выпускников, увы, уже не в школе, у них новая образовательная траектория. А вот ребятишки, которые еще школьники – у них много и стабильного, и нового.
Большая группа наших учеников, проходивших обучение в автономном классе одного из отделений, в этом году переходит в более расширенную инклюзию. Они переведены в обычные классы своих параллелей, и педагоги ресурсно-тьюторской службы уже подготовили в базе стратегию их включения теперь и в общие инклюзивные академические (урочные) пространства.
Признаемся, некоторым детям – тяжело, сложно, для них изменения слишком чувствительны, и работа по адаптации к новому этапу открытости и социализации требуется подробная и очень тщательная.
Конечно, как всегда – поведенческая методология во всей адаптационных процессах – это наше все. В ресурсную зону, где еще в прошлом году учились глубоко скорректированные подростки, научившиеся опираться уже на подсказки естественной среды, использующие гаджеты, ватсап, обычные телефонные «подсказывающие» приложения (многими из которых пользуемся и мы), снова вернется сверхструктура, сверх проработанные визуальные расписания, сверхподробная атрибуция среды и детальная навигация, снова актуализируется зона сенсорной депривации.
И это все необходимо – потому что это и есть поддержка, соответствующая потребностям. Она нужна, чтобы выстраивать будущее, в котором поддержка должна максимально сократиться.
Во втором отделении нашей школы прошлые первоклашки рутинно пришли в свой второй класс, уже умело стояли на линейке, уже сформировали в себе запрос «хочу в школу». Мы переоборудовали ресурсную зону, заменили мебель, усилили ее технически, чтобы продолжать персонифицировать дидактику и индивидуализировать обучение. Опять же – не ради обучения, а ради включения, ради расширения естественности социальной практики эти прекрасных особенных детей.
Конечно, как всегда – поведенческая методология во всей адаптационных процессах – это наше все. В ресурсную зону, где еще в прошлом году учились глубоко скорректированные подростки, научившиеся опираться уже на подсказки естественной среды, использующие гаджеты, ватсап, обычные телефонные «подсказывающие» приложения (многими из которых пользуемся и мы), снова вернется сверхструктура, сверх проработанные визуальные расписания, сверхподробная атрибуция среды и детальная навигация, снова актуализируется зона сенсорной депривации.
И это все необходимо – потому что это и есть поддержка, соответствующая потребностям. Она нужна, чтобы выстраивать будущее, в котором поддержка должна максимально сократиться.
Во втором отделении нашей школы прошлые первоклашки рутинно пришли в свой второй класс, уже умело стояли на линейке, уже сформировали в себе запрос «хочу в школу». Мы переоборудовали ресурсную зону, заменили мебель, усилили ее технически, чтобы продолжать персонифицировать дидактику и индивидуализировать обучение. Опять же – не ради обучения, а ради включения, ради расширения естественности социальной практики эти прекрасных особенных детей.
Новых задач – очень много. Прогресс нашей инклюзии – процесс уже знакомый. Никто не скучает. Никто не останавливается. Новые вызовы, новые эксперименты, новые поведенческие вмешательства и задачи, новые данные и новые наблюдения. Все это мы умеем делать, и все это то, без чего инклюзия аутичных ребят невозможна.
Мы, как обычно, благодарим ГБОУ Школа № 1465 за эту верность инклюзивному пути. И, кончено, благодарим тех, кто эти процессы поддерживает. Фонд президентских грантов, Благотворительный фонд Владимира Потанина. Такого качества работы наших ресурсно-тьюторских служб невозможно добиться без поддержки самых тонких и скрупулезных педагогических решений и действий.
Проект осуществляется Центром проблем аутизма при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы КОСиМП | Правительство Москвы.
#ЦентрПроблемАутизма #инклюзия1465 #инклюзия #ПрикладнойАнализПоведения #ГрантыМэраМосквы #ДушевнаяМосква #эффективнаяфилантропия #ТочкаОпоры #ФондПрезидентскихГрантов
#ЦентрПроблемАутизма #ИнклюзивныйНаблюдатель #РесурсныйКласс #БудущееФормируетсяСегодня #ФПГ #АгентствоСтратегическихИнициатив
Мы, как обычно, благодарим ГБОУ Школа № 1465 за эту верность инклюзивному пути. И, кончено, благодарим тех, кто эти процессы поддерживает. Фонд президентских грантов, Благотворительный фонд Владимира Потанина. Такого качества работы наших ресурсно-тьюторских служб невозможно добиться без поддержки самых тонких и скрупулезных педагогических решений и действий.
Проект осуществляется Центром проблем аутизма при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы КОСиМП | Правительство Москвы.
#ЦентрПроблемАутизма #инклюзия1465 #инклюзия #ПрикладнойАнализПоведения #ГрантыМэраМосквы #ДушевнаяМосква #эффективнаяфилантропия #ТочкаОпоры #ФондПрезидентскихГрантов
#ЦентрПроблемАутизма #ИнклюзивныйНаблюдатель #РесурсныйКласс #БудущееФормируетсяСегодня #ФПГ #АгентствоСтратегическихИнициатив