«Из ответа департамента следует, что в тьюторском сопровождении в школе нуждаются никак не меньше 50 учеников (а на самом деле, конечно, больше), — говорит президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень. — И когда говорят, что 4 тьютора для них полагаются «согласно штатному расписанию» — это абсолютно фейковая формулировка. Потому что штатное расписание не может быть точкой отсчета – оно не является нормативным актом, и формируется исходя из потребностей детей.
По закону, школа имеет право формировать штатное расписание самостоятельно. Исходя из профиля своей работы, потребностей учеников, из тех образовательных условий, которые она обязана создать. Если ясно, что в школе нужен преподаватель шахмат или балета, она может нанять его, ни с кем не советуясь.
Тьютор в школе – нормальная номенклатура, такая же, как любой учитель. Для него утвержден свой профстандарт. В школе никто не скажет же, что у нас нет учителя химии потому, что химию немножко знает физрук!
Ассистент – это скорее социальный работник. Его работа имеет смысл, когда есть индивидуальное прикрепление, а не работа на весь класс. А тьюторы – это во-первых, методисты. Их задача – адаптировать программы, создавать индивидуальные образовательные маршруты, формировать индивидуальные образовательные планы, содержащие все цели обучения и действия, которые нужно чтобы их достичь.
Все это должно делаться индивидуально, каждый предмет нужно адаптировать для каждого ребенка провести тестирование, составить план коррекционной работы. Получается, что эти четыре тьютора должны написать по крайней мере 50 томов такого содержания.
Вряд ли это возможно – если речь идет не о какой-то жестокой эксплуатации. И скорее всего в таких ситуациях делается халтура, и дети получают копипасты одной и той же, когда-то составленной примерной адаптированной программы.
Соответственно, обучение детей в таких случаях не ведется должным образом – нет индивидуализации, анализа, мониторинга, нет учета особенностей и потребностей каждого ученика.
А значит – не оказываются образовательная услуга, определенная законом, конституцией, и оплаченная из бюджета. Деньги расходуются, но запланированного результата нет.
Поэтому я считаю невозможным говорить о том, что потребность в тьюторском сопровождении в десяти классах полностью удовлетворяют четверо тьюторов, они же и ассистенты. Это физически невозможно. В таких условиях школа не может производить свой главный продукт – качественные образовательные услуги. И я считаю, что на подобные ситуации должны обращать внимание надзорные органы.
А этика решений, о которых идет речь, кажется выходящей за допустимые рамки.
Приходится все чаще слышать, что опеку хотят использовать, как карательную инстанцию. Сейчас родители стали другими, они владеют информацией, знают о своих правах, и не хотят мириться с некомпетентностью. И в каких-то случаях администрации школ оказываются совершенно не готовы к этом, потому что от них никогда ничего никто не требовал».
Читать материал полностью.