Эксперт ответила на целый ряд распространенных вопросов, возникающих на тему инклюзии как в обществе, так и в профессиональной среде.
Инклюзия в образовании - дело сложное и высококвалифицированное, но вполне реальное и, главное, необходимое.
"Очень важно понять такую простую вещь. Школа без особых образовательных условий и школа с созданными для инклюзии образовательными условиями – это разные по типу образовательные учреждения. Они проходят по одному ведомству, они подчиняются одному закону. Но по сути между ними разница, как между стоматологической клиникой и гинекологической больницей. Нельзя в гинекологию явиться с больным зубом и требовать пломбировки на гинекологическом кресле, хотя формально обе клиники подчиняются Минздраву. Нельзя приходить с особыми образовательными потребностями в школу, где не внедрены особые образовательные условия. Это опасно для всех. Поначалу такую школу надо преобразовать», — уточняет Екатерина.
............
«В инклюзивном образовании есть два основополагающих вектора, которые связаны друг с другом: это собственно образование (обучение и воспитание), и это реализация врожденного права на образование. Не делая первого (не обучая), мы не сможем сделать второго. Забыв о втором, мы не приступим к первому.
Право на образование человек имеет по факту своего рождения, но оно останется декларацией без организации релевантного образовательного процесса. Просто декларация чревата большими побочными эффектами, и так называемой «положительной дискриминацией» — когда уязвленному предшествующим социальным устройством меньшинству дают преференции, не только поддерживающие это меньшинство, но и наступающие на права большинства. Это довольно рискованный путь, и он может привести к конфликтам.
Педалирование права самого по себе без привязки к необходимым мерам и действиям, которые создают условия для реализации этого права, не смогут привести к действиям в интересах особого ребенка», — считает Екатерина Мень.
Полностью интервью можно прочесть здесь.