Что особо приятное стоит отметить в результатах конференции (а мы неоднократно еще будем к ней возвращаться), это то, на каком уровне был представлен контент из России. Уровень докладов, лекций и мастер-классов, представленных российскими специалистами и экспертами, был очень высоким, и все сообщения и данные с большим интересом были восприняты международной аудиторией коллег.
Татьяна Грузинова, представляя, в какой взаимной диспозиции при развитии речи находятся АВА-терапия и логопедия, представляла конкретные стратегии взаимного усиления фокусов двух типов вмешательств при формировании вокального речевого поведения.
Мария Сударикова, презентуя глубоко философскую позицию в ответе на вопрос «Что делает школу инклюзивной?», представила не только модель «ресурсный класс», в которой эксперт имеет большой опыт супервизирования, но предложила факторы достижения гибкости образовательной среды, без которой инклюзивность недостижима, и показала, как главные домены АВА-подхода обеспечивают одновременно и гибкость, и стабильность системы.
Олеся Змихоновская с большим успехом провела мастер-класс по управлению родительским стрессом на основе адаптированной модели практики осознанности, имеющей высокую доказанную эффективность.
Наталья Устинова представила уникальные данные по соматическим коморбидностям, полученным в результате исследования выборки российских детей с РАС, и варианты «соматической» классификации аутичных пациентов.
Психологи Валентина Минакова и Виолетта Шевченко представили практику вмешательства, основанного на альянсе АВА-терапии и йоги, и показали эффекты поведенческой модификации в сочетании с методиками снижения тревожности посредством йоги. Примечателен отзыв доктора медицины Даса Ундурти, профессора кафедры биотехнологии Индийского технологического института-Хайдарабад, Канди в отношении этого доклада, в котором он указывает на необходимость оценки эффективности йоги для пациентов с РАС с помощью объективных лабораторных тестов. Надеемся, это - в ближайшем будущем.
Великолепные решения по формированию навыка понимания речи, от которого очень зависит качество жизни семьи ребенка с РАС, полученные в экспериментальных дизайнах были представлены в докладе Екатерины Жестковой
Огромный интерес у слушателей вызвали данные, собранные и систематизированные на выборке около 1000 пациентов, получавших терапию стимуляцией блуждающего нерва, представленные отечественным неврологом Игорем Ефимовым.
Российский ученый из Высшей школы экономики Вардан Арутюнян, в данный момент осуществляющий постдок в Центре детского здоровья, поведения и развития Исследовательского института Сиэтла, представил один из найденных генетических механизмов формирования речевого профиля в популяции РАС – белок из семейства нейрексинов.
Известный российский педиатр, академик Лейла Намазова-Баранова выступила соавтором доклада по программированию пищевого поведения у детей с РАС в секции по питанию, организованной при поддержке бренда ФрутоНяня, в которой также с тематическим семинаром выступил итальянский врач и исследователь Кармело Риццо, отметивший экологичность представленных в секции продуктов и важность доступности подобного детского питания на международном рынке.
Российско-американский психолог и поведенческий аналитик, много лет выступающий адъюнкт-профессором Московского института психоанализа Антонина Шанграу представила данные о повышении эффективности обучения игровым навыков детей с РАС за счет естественной среды обучения.
Исследованию генетических механизмов в формировании определенных субтипов аутизма было уделено много внимания на конференции, поэтому ценным стал доклад Владимира Назарова, врача, лабораторного генетика ИНВИТРО, посвященный ряд алгоритмов молекулярно-диагностической диагностики при РАС и нарушениях развития.
Каждое выступление экспертов от России вызывало бурные дискуссии, десятки вопросов, высокую заинтересованность в представленных результатах, а в кулуарах обсуждались возможности развития международных проектов и альянсов по тем направлениям, которые представляли наши ученые, врачи и поведенческие аналитики.