Новости

Магистерская программа «Прикладной анализ поведения»

Пока государственная система высшего образования разворачивается в сторону подготовки тех специалистов, которые нам нужны – для наших детей, для наших семей, для детсадов и школ, куда наши дети должны ходить, мы работаем в нужном нам направлении. И сейчас расскажем о новом образовательном продукте, который запускается в ближайшее время. Это новая магистерская программа в Московском институте психоанализа. За созданием такой программы МИП обратился к профессору кафедры физиологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, доктору медицинских наук Николаю Николаевичу Алипову.

По целому ряду причин и оснований. Магистерская программа называется «Прикладной анализ поведения». И, вроде, сегодня разных программ с таким названием довольно много. Что хорошо в том смысле, что это становится признанным и «модным». И плохо, что «модность» часто затмевает суть, и что там за содержание под этим ярлыком, мы не знаем. Но даже если мы говорим о хороших, проверенных и основанных на международном стандарте ПАП-подготовки курсах, они не покрывают более широкой линейки навыков, необходимых специалистам, практикующим ПАП в очень разных образовательных средах. Данная магистерская программа покрывает три профстандарта – педагога, педагог-психолога (психолог в сфере образования) и тьютора.

Каким образом Николай Николаевич складывал эту программу?

Вдруг кто-то не знает, что профессор Алипов был научным редактором сложнейшего перевода на русский язык главного дисциплинообразующего учебника «Прикладной анализ поведения» Купера, Херона, Хьюарда, поэтому невероятно глубоко погружен в «матчасть» и все связи и референсы этой матчасти с другими науками и областями знаний. Мы знаем, что в основе ПАП лежат объективные законы физиологии, поэтому знания из этой области должны быть в поле образования таких специалистов. И в клинический блок программы входят курсы по физиологии и, конечно, по актуальной психопатологии (курс по психиатрии, в частности, будет преподавать д. мед. н Устинова Н.В.). Конечно, любой педагог и психолог, работающий на принципах ПАП, должен знать, как применять те или иные техники и методики в системе регулярного образования. Поэтому большой блок в разных аспектах будет учить тому, как ПАП внедрять и применять в специальном и инклюзивном образовании (здесь, один из ключевых преподавателей – сертифицированный аналитик Преснякова Ю.В.). Каждый педагог сегодня – желательно – должен хотя бы немного представлять себе свою деятельность в тренде «обучение, основанное на данных о мозге» (brain-based learning), чтобы повышать свою эффективность – вне зависимости от того, кого он учит – здорового и сообразительного, или особенного тугодума. И эти знания и в клиническом, и в образовательном блоке студент получит.

Разумеется, важно уметь проводить экспериментальную и научно-исследовательскую работу. По методологии исследовательской работы в ПАП курс готовил Нил Мартин, читать будет его ученик русскоязычный британец Александр Тарасов. Безусловно, будет блок психологический, связанный и с теорией, и с историей психологической науки, но тоже в контексте тех функциональных задач, которые актуальны для такого современного специалиста. В том числе, основы поведенческой психологии в разрезе разных практик будет читать к.псих.н Ромек В.Г., известный своими книгами, статьями и переводами в бихевиоризме, специалист по когнитивно-поведенческой терапии. Все необходимые для такого магистранта аспекты как знания по развитию ребенка, по семейной психотерапии тоже «заземлены» в генеральную дисциплинарную почву основного подхода, и семья в данном контексте будет изучаться как часть терапевтической и образовательной экосистемы. Собственно, корпус знаний по основной дисциплине, ее теории и всем ее прикладным аспектам в магистратуре будет читаться Жестковой Е.Б., опытнейшим преподавателем в области ПАП и большим знатоком всех нюансов образовательного стандарта профессиональной подготовки «поведенщиков». К элективным курсами и ряду углубленных семинаров привлечены зарубежные преподаватели, в том числе, один из авторов «белой книги» Уильям Хьюард. 

Как говорит Николай Николаевич, мы в методологии разработки программы опирались не на какое-то расстройство, или отдельный диагноз, а на междисциплинарный корпус знаний, дающий универсальный инструментарий современного специалиста психолого-педагогического профиля, работающего в любом из направлений коррекции, образования, абилитации и поддержки семьи и ребенка. 

Эта программа предлагает все формы организации обучения – и очную, и смешанную и дистанционную на платформе InStudy (это, кстати, уникальная электронная информационно-образовательная среда, ставшая лауреатом премии «Цифровые вершины 2020» в рамках Гайдаровского форума). 

Здесь на сайте МИПа подробности магистратуры https://inpsycho.ru/higher_education_profile/39