Новости

В Екатеринбурге прошёл мастер-марафон по инклюзивной профориентационной работе

14 апреля в рамках форума СОЦИО в Екатеринбурге состоялся мастер-марафон, посвящённый инклюзивной профориентационной работе с подростками с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Мероприятие было организовано командой Центра проблем аутизма и собрало более 80 участников, среди которых были специалисты в области образования и социальной работы, а также родители детей и подростков с РАС. Основной целью марафона стало изучение новых методов и практик, обмен опытом и создание сети поддержки.

Тема транзитного периода — этого мостика между детством и взрослой жизнью — в России пока разработана слабо. Но участники марафона доказали: даже за один день можно наметить реальные пути решения. "Мы не просто говорим о проблемах — мы ищем работающие методы, которые можно применить уже завтра", — отметила одна из организаторов.

Чёткие социальные правила и вовлечение сверстников

Чёткие социальные правила и скрипты играют ключевую роль в обучении подростков с РАС. Участники пришли к выводу о необходимости научить таким правилам поведения, как «держать дистанцию в вытянутую руку», а также предоставить готовые сценарии для типичных ситуаций, например, «как присоединиться к разговору». Вовлечение сверстников (коллег и однокурсников) в процесс обучения и моделирования также было отмечено как важная стратегия.

Естественная среда обучения

Спикеры акцентировали внимание на том, что при правильном подходе у 89% подростков постепенно развиваются функциональные навыки. Ключевым фактором является использование естественной среды обучения — тренировки в кафе, магазинах и на транспорте. Использование «естественных подсказок», таких как напоминания на телефоне или чек-листы, помогает подросткам лучше адаптироваться к реальным условиям.

Индивидуальные планы обучения включают в себя разбивку навыков на микрошаги, видеомоделирование и практику с тьютором. Трудоориентированные SST оказываются особенно эффективны при обучении самопрезентации (резюме, собеседования), тренинге «скрытых» правил офиса (например, когда можно прервать коллегу) и использовании визуальных подсказок на рабочем месте.

Адаптация предпрофессиональной подготовки

Особое внимание было уделено адаптации к профессиональной подготовке при РАС в российских реалиях. Участники отметили, что в стране не хватает специалистов по работе со взрослыми людьми с РАС, а доказательные методы транзита применяются только в очень передовых моделях типа практики «Такой же другой». Это порождает необходимость в прагматичном подходе к формированию систем поддержки молодёжи при взрослении.

Учитывая отсутствие занятости, стигму и ограниченность ресурсов, важно разработать программу подготовки таким образом, чтобы они были доступны для всех желающих. Это требует гибкости в подходах и способности адаптировать существующие методы к реальным условиям.

Заключение

Хотя в течение одного дня невозможно овладеть всеми формами и методами, применяемыми при сопровождении транзита и организации переходного периода, участники получили ценные знания. Опыт организации загородных выездов, обучение правилам поведения в чатах для подростков с аутизмом и обзор методики вызвали невероятный отклик у окружающих. Участники уезжали с конкретными решениями: упрощённые методики, бюджетные аналоги, готовые к внедрению даже в небольших городах.

По итогам мастер-марафона ряд представителей регионов и некоммерческих организаций выразили заинтересованность в повторении аналогичных мероприятий в других местах. В тех центрах и учреждениях, где реализуется инклюзивное образование и где команды серьёзно задумываются о создании правильных и функционально-базируемых условий сопровождения взросления при аутизме.