Надо отметить, что Идрис Хасаевич по образованию – врач, кандидат медицинских наук, и сложилась уникальная ситуация, когда в лице министра сошлись две важные в контексте аутизма компетенции – образовательная и медицинская. Возможно, это сочетание дает основу для глубокого понимания междисциплинарности проблемы аутизма и необходимости многокомпонентного подхода к его решению.
Команда ЦПА работала в Чечне почти неделю, очень плотно и разнопланово. Работа проходила на самых разных площадках, в разных форматах и с разной аудиторией. Огромную роль в формировании программы визита и работы сыграла руководитель ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (РЦППМСП) Нуриет Юнусовна Теучеж. Нуриет – большой знаток своего дела, преподаватель Центра инклюзивного образования Чеченского института повышения квалификации работников образования, специалист, в деталях знающий организационную и правовую специфику специального образования, неформальный и увлеченный темой образования детей с ОВЗ человек. Вместе с экспертами ЦПА программа была выверена, взвешена – ведь первый приезд в регион должен был стать и знакомством, и мониторингом ситуации, и обменом опытом. Мы должны были понять, в каких областях «особого» образования регион уже достиг результатов и определенных позиций, а где требуется поддержка – по методикам, по углублению педагогических навыков, по пониманию инклюзивных процессов, по внедрению компетенций прицельной работы с учениками с РАС на принципах поведенческого подхода и структурированного обучения.
В рамках работы специалисты ЦПА обозначили пункты Дорожной карты комплексной программы развития инклюзивного образования, провели циклы семинаров – по законодательным основам инклюзии и специального образования детей с РАС, по оценке и поддержке домашних программ на основе ПАП, по базовым принципам построения инклюзивных процессов в школе, по экономическим основам инклюзивного образования, по базовым основам АВА (ПАП). Было много практических компонентов – проведены мастер-классы «Как мотивировать ребенка с РАС?», «Как построить эффективную и структурированную программу работы с ребенком с РАС самостоятельно дома на основе ПАП?». Были проведены инструктажи – по подбору тьютора в команду и по командопостроению терапевтической команды (тьютор-учитель-родитель). Руководство ЦПА провело мотивационную встречу с родителями. Был проведен практический тренинг с детьми, Валентина Минакова также провела практикум с демонстрацией протокола проведения диагностики аутичного ребенка для сотрудников центральной и региональных ПМПК. Кроме того, Екатерина Мень провела семинар для врачей-неврологов «Понимание аутизма», представляющий актуальное знание медико-биологической стороны аутизма и самые передовые научные и клинические тренды в области подхода к РАС и сопутствующим заболеваниям.
Мероприятия охватывали все ведущие площадки Грозного, связанные с этим направлением – Министерство образования ЧР, РЦППМСП, МБОУ «СОШ №18», МБОУ «Коррекционная школа для детей с ОВЗ» г. Грозный.
Работа продолжалась даже за пределами форматных мероприятий. В общении, за обедом, на небольших экскурсиях, на которые, к сожалению, было не очень много времени, коллеги из Москвы и Грозного постоянно обсуждали вопросы, связанные с проблемой аутизма, и перебирали все возможности для развития образования таких детей в республике и пути расширения этих возможностей.
Как всегда, после региональных визитов, выясняется какой ближайший уровень потребностей – «пожарные» случаи, которые надо тушить быстро. Это, конечно, семьи, курируемые Ресурсным центром и нуждающиеся в помощи и регуляции вмешательства уже сейчас. И, разумеется, в ближайшее время им будет оказана возможная помощь. Но, конечно, сложилась и стратегическая картина – как двигаться дальше, как можно усилить поддержку педагогов, приступающих к работе в новых специализированных школах, запускающих обучение уже в сентябре этого года, какие шаги необходимо предпринимать для запуска инклюзивных пилотов с ресурсными классами.
Специалисты ЦПА отметили высокий уровень заинтересованности аудитории. Пожалуй, впервые мы встретились с таким большим составом не только специальных педагогов и психологов, но и представителей ПМПК. Редкий уровень вникания в детали, редкая неформальность сотрудников комиссий, желающих максимально повысить эффективность своей диагностической деятельности и правовой культуры, редкая отзывчивость на новую и даже смелую информацию – это приятно поразило нашу команду.
Высокий уровень организации визита и всей работы был дополнен уникальным радушием принимающей стороны, невероятным гостеприимством, дружелюбием, щедростью эмоций, вкусной национальной едой и поразительной человеческой теплотой. Мы стали настоящими друзьями. Нас покорил город Грозный, утопающий в цветах, и его впечатляющие кавказские окрестности. Впереди очень много сложной и комплексной работы. Но уже сегодня дети с РАС для Чечни – это вполне осознанная проблема, это субъекты прицельного внимания. Когда общество начинает неформально заботиться о самых слабых, о детях с ментальной инвалидностью – это свидетельство устойчивости мира. Мы надеемся, что к работе подключатся коллеги из других ведомств Чеченской республики, также необходимых для решения проблемы аутизма – здравоохранения, труда и социальной защиты.
Огромная благодарность за этот опыт, за прекрасный старт и консолидацию усилий. Дети с РАС и их семьи невероятно в этом нуждаются.