Партисипативный подход берет начало в критической педагогике бразильского философа и теоретика образования Паулу Фрейре, который в середине XX века работал чиновником в сфере образование в левом правительстве Бразилии и создавал “культурные кружки”, целью которых было научить население грамоте. Своей работой Фрейре продемонстрировал, что неграмотные крестьяне могут быстро научиться писать и читать, если слова, которым их обучают, имеют для них значение, а грамотность сразу же сопровождается улучшением повседневной жизни.
Само понятие «партисипативность» предполагает улучшение межличностного общения, способствующего сотрудничеству между членами группы и служащего базисом для успешной коммуникации во время занятия. Таким образом, партисипативность дает возможность активного участия каждого обучающегося в процессе обучения.
В партисипативном подходе реализуется несколько принципов, которые всегда присутствуют в инклюзивном образовательном процессе и которые логично опираются на практики и методики поведенческого анализа. Обучение в инклюзии всегда ориентируется на резерв, возможности личности ученика, которые могут реализоваться в будущем как им самим, так и при грамотной ресурсно-тьюторской поддержке. Кроме того, работа наших специалистов инклюзии предполагает использование при диагностике наличного состояния ученика не только констатирующие, но и проективные процедуры. В переносе на партисипативный подход это означает акцент на сильные стороны, поиск, исследование и расширение возможностей участников. Конечно же, имеет значение принцип моделирования. Основой для понимания его природы выступает теория отражения. Характерной особенностью человеческого сознания является наличие такого способа его функционирования, как реактивность. Моделирование - это процесс представления. Партисипативный подход предполагает моделирование ситуаций общения, актуальных для обучающихся. Класс - это модель; то, что происходит внутри класса создает возможности для развития вне класса. Содержание и процесс обучения помогают обучающимся понять собственные возможности. Социальные отношения в классе служат прототипом отношений за его пределами.
Задача педагога - показать ученику реальность получения прогресса в освоении навыка, даже поначалу слабого, поддержать и приободрить ученика. Уверенность ученика в своих силах делает обучение более эффективным. Партисипативный подход помогает достичь этой цели.
Инклюзивная школьная среда предоставляет все возможности для внедрения партисипативных практик. Важно их осваивать и пробовать. Если умело соединять все эти методики – партисипативный подход, сверстнико-опосредованные вмешательства при аутизме (СОВА), методики, основанные на прикладном анализе поведения, - то эффективность развития и академических, и коммуникативно-адаптивных навыков станет намного выше.
Программы ЦПА по сверстнико-опосредованному вмешательству – яркие тому свидетельства. Несмотря на антиковидные ограничения, работа педагогов ЦПА в этом направлении продолжает развиваться. Для того, чтобы развить навыки самостоятельности, планирования, умения работать по алгоритму, проверять и оценивать работу другого человека, нарабатывать организационные навыки и повышать навыки самоконтроля они используют форматы работы в паре.
Учителем (наставником) выступает сам ученик и работает изначально по четко заданному (разработанному педагогами заранее) алгоритму, его задача "обучить " навыку другого ребёнка, младшего по возрасту. Обучающий может быть как типичным учеником, так и учеником с ОВЗ. Важно, что и сам передаваемый навык, и навык «передачи навыка» должен быть уже в некоторой степени сформирован.

Петя с Андреем работают над выполнением простых инструкций, и задача Пети как наставника менять свою обратную связь и реакции в соответствии с ответом Андрея и помогать скорректировать ошибки, таким образом, и самого себя обучая гибкости реакций.
Марсель с Сашей занимаются математикой, Марсель даёт задание, следит за скоростью выполнения и должен самостоятельно оценить правильность ответа и исправить Сашины ошибки в случае их наличия.
Адам показывает Яне модель игры и должен проследить, чтобы она следовала правилам.

Все ребята пока работают по жёстким алгоритмам, которым они обучены, но необходимость принятия самостоятельных решений повышает самооценку, еще больше закрепляет материал у самих наставников, значительно повышает коммуникативные и социальные компетенции. Это удивительная и очень эффективная обучающая методика для всех участников кооперированного обучения.
ЦПА благодарит всех, кто нам помогает. Фонд президентских грантов в рамках грантового проекта «СОВА: сверстнико-опосредованные вмешательства при аутизме». И Благотворительный фонд «ГАЛЧОНОК», постоянного партнера ЦПА в части инновационных направлений в области инклюзивного образования.