14 сентября в рамках XIII Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения» состоялась секция «Трудный возраст: аутизм и транзит», посвященная одной из самых сложных и важных тем — переходу подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) из-под опеки школы во взрослую, самостоятельную жизнь.
В работе секции приняли участие ведущие международные и российские эксперты в области прикладного анализа поведения (ПАП), нейропсихологии и инклюзивного образования. Спикеры представили научно-обоснованные методики и практические решения, направленные на преодоление вызовов подросткового возраста и построение успешных траекторий социализации и трудоустройства.
Международный контекст и вызовы
Спикер из ОАЭ, Асмахан Салех Халил (PhD, BCBA), адъюнкт-доцент Университета Зайда в Дубае, выступила с докладом на крайне чувствительную для арабского мира тему: «Аутизм, подростковый возраст и половое воспитание: безопасность через прикладной анализ поведения». Она поделилась уникальным опытом интеграции поведенческих методов в программы полового воспитания, направленные на обеспечение безопасности и формирование здорового поведения у подростков с РАС в условиях культурных и религиозных особенностей региона.
Российские практики: от теории к реальной жизни
Юлия Преснякова (BCaBA, IBA), клинический руководитель проекта «Инклюзия» Центра проблем аутизма, представила доклад о методах самоуправления в работе с нежелательным поведением и формированием новых навыков у подростков с РАС. Она подробно разобрала, как техники саморегуляции и самоконтроля позволяют снижать зависимость от внешней поддержки и повышают самостоятельность молодых людей в бытовых и социальных ситуациях.
Центральное событие: презентация модели «Такой же другой»
Наибольший интерес и живой отклик аудитории вызвал совместный доклад Светланы Румянцевой, нейропсихолога, и Валентины Минаковой (IBA), руководителей проекта «Такой же другой» (практика реализуется при поддержке Фонда «Абсолют-Помощь»). Они представили целостную и детально проработанную модель транзитного планирования, которая уже показала впечатляющие результаты в России.
Модель включает три ключевых шага:
Спикеры подчеркнули, что в основе методологии лежат научно-доказательные практики, в первую очередь прикладной анализ поведения (ПАП), который позволяет разбивать сложные рабочие задачи (например, работа кассира) на десятки микронавыков и последовательно их отрабатывать.
Успешные кейсы и инновационные инструменты
Зрителям были представлены реальные истории успеха выпускников программы:
Для достижения таких результатов команда проекта использует современные инструменты: VR-тренажеры для отработки рабочих сценариев, транзитные портфолио для презентации навыков работодателям и контекстное обучение (например, полный цикл: создание товара, его продажа на Avito, получение и распределение денег).
Международный резонанс и будущее модели
После доклада развернулась активная дискуссия с экспертами из Индии и Саудовской Аравии, которых впечатлила представленная модель. Их интересовали критерии оценки, методы адаптации инструментов и возможности тиражирования практики.
Как отметили авторы, эффективность модели подтверждается данными: почти 40% выпускников программы трудоустроены, а у участников зафиксирован рост показателей невербального интеллекта. Следующая амбициозная цель команды — упаковать модель для масштабирования и внедрения в колледжи по всей России.
Секция «Трудный возраст: аутизм и транзит» наглядно показала, что построение моста во взрослую жизнь для людей с РАС — это не утопия, а реальная практика, требующая системного подхода, научной основы и партнерства между семьями, образованием, бизнесом и государством.
Следите за развитием проекта «Такой же другой» на ресурсах Центра проблем аутизма, в том числе, на созданном самими студентами и их педагогами канале https://t.me/thesamedifferent
В работе секции приняли участие ведущие международные и российские эксперты в области прикладного анализа поведения (ПАП), нейропсихологии и инклюзивного образования. Спикеры представили научно-обоснованные методики и практические решения, направленные на преодоление вызовов подросткового возраста и построение успешных траекторий социализации и трудоустройства.
Международный контекст и вызовы
Спикер из ОАЭ, Асмахан Салех Халил (PhD, BCBA), адъюнкт-доцент Университета Зайда в Дубае, выступила с докладом на крайне чувствительную для арабского мира тему: «Аутизм, подростковый возраст и половое воспитание: безопасность через прикладной анализ поведения». Она поделилась уникальным опытом интеграции поведенческих методов в программы полового воспитания, направленные на обеспечение безопасности и формирование здорового поведения у подростков с РАС в условиях культурных и религиозных особенностей региона.
Российские практики: от теории к реальной жизни
Юлия Преснякова (BCaBA, IBA), клинический руководитель проекта «Инклюзия» Центра проблем аутизма, представила доклад о методах самоуправления в работе с нежелательным поведением и формированием новых навыков у подростков с РАС. Она подробно разобрала, как техники саморегуляции и самоконтроля позволяют снижать зависимость от внешней поддержки и повышают самостоятельность молодых людей в бытовых и социальных ситуациях.
Центральное событие: презентация модели «Такой же другой»
Наибольший интерес и живой отклик аудитории вызвал совместный доклад Светланы Румянцевой, нейропсихолога, и Валентины Минаковой (IBA), руководителей проекта «Такой же другой» (практика реализуется при поддержке Фонда «Абсолют-Помощь»). Они представили целостную и детально проработанную модель транзитного планирования, которая уже показала впечатляющие результаты в России.
Модель включает три ключевых шага:
- Диагностику потенциала (с фокусом на сильные стороны, а не дефициты).
- Построение индивидуального транзитного плана — «конструктора целей», создаваемого совместно с подростком, его семьей, педагогами и будущими работодателями.
- Практическую подготовку через профессиональные пробы, стажировки (включая партнеров, например, сеть «Пятерочка» и Лабораторию фенотипирования животных РАН) и тренинги социальных навыков.
Спикеры подчеркнули, что в основе методологии лежат научно-доказательные практики, в первую очередь прикладной анализ поведения (ПАП), который позволяет разбивать сложные рабочие задачи (например, работа кассира) на десятки микронавыков и последовательно их отрабатывать.
Успешные кейсы и инновационные инструменты
Зрителям были представлены реальные истории успеха выпускников программы:
- Марсель, который, несмотря на отказы колледжей, благодаря стажировкам нашел свой путь в дизайне и поступил на специальность «Декоративно-прикладное искусство».
- Петр, чья феноменальная точность (100% при разметке данных для космических проектов) привела к прямому предложению о работе из лаборатории фенотипирования животных РАН.
- Участие в коллаборации со «Сбером» и нейросетью Kandinsky, в результате которого подростки, невербальные или испытывающие трудности с коммуникацией, создали лимитированную серию цифровых арт-плакатов, ставшую новогодней сувенирной продукцией для партнеров банка.
Для достижения таких результатов команда проекта использует современные инструменты: VR-тренажеры для отработки рабочих сценариев, транзитные портфолио для презентации навыков работодателям и контекстное обучение (например, полный цикл: создание товара, его продажа на Avito, получение и распределение денег).
Международный резонанс и будущее модели
После доклада развернулась активная дискуссия с экспертами из Индии и Саудовской Аравии, которых впечатлила представленная модель. Их интересовали критерии оценки, методы адаптации инструментов и возможности тиражирования практики.
Как отметили авторы, эффективность модели подтверждается данными: почти 40% выпускников программы трудоустроены, а у участников зафиксирован рост показателей невербального интеллекта. Следующая амбициозная цель команды — упаковать модель для масштабирования и внедрения в колледжи по всей России.
Секция «Трудный возраст: аутизм и транзит» наглядно показала, что построение моста во взрослую жизнь для людей с РАС — это не утопия, а реальная практика, требующая системного подхода, научной основы и партнерства между семьями, образованием, бизнесом и государством.
Следите за развитием проекта «Такой же другой» на ресурсах Центра проблем аутизма, в том числе, на созданном самими студентами и их педагогами канале https://t.me/thesamedifferent