13 декабря президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень приняла участие в двух значимых мероприятиях в качестве спикера и эксперта.
С докладом «Положение родителей детей с аутизмом. Доказательные практики поддержки и снижения рисков для их психического здоровья» Екатерина выступила на конференции III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «СУХАРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. СЕМЬЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА». Вместе с известными психологами Людмилой Петрановской и Анной Варга Екатерина приняла участие в работе Пленарного заседания «Компетенции специалиста в работе с семьей больного ребенка». В своем докладе Е.Мень сделала обзор научных исследований, отражающих данные о рисках для соматического и психического здоровья родителей фактора наличия ребенка с РАС, и привела свидетельства доказательных психотерапевтических направлений по снижению этих рисков.
Кроме того Екатерина Мень приняла участие в работе V Съезда Московской ассоциации родителей детей-инвалидов, где выступила одним из экспертов в дискуссионной панели по образованию, в которой приняли участие представители не только других НКО (модерировала панель руководитель РОО «Контакт» Елена Багарадникова), но и профильных ведомств – глава ГППЦ Л.Е. Олтаржевская, глава ЦПМПК О.Г.Дониченко, начальник отдела по защите права участников образовательного процесса с ОВЗ Департамента образования Москвы О.А. Москвичева и директор ФРЦ по РАС А.В. Хаустов. В рамках разговора обсудили не только достижения в области образования детей с инвалидностью, в том числе, с направлении развития инклюзии в направлении подготовки детей с особенностями к их дальнейшей профессионализации, но обсудили и слабые места – проблемы перехода от одной ступени образования к другой, «потери» детей при этих переходах, слабые механизмы обеспечения выхода детей из системы школьного образования в систему среднего профессионального и дальнейшего продвижения на рынок труда и поддерживаемой самостоятельности. Были высказаны некоторые идеи и варианты сотрудничества по их реализации.
Общение за пределами докладов и выступлений на этих мероприятиях также было содержательным и полезным. В частности, Екатерина Мень обсудила с Любовью Олтаржевской необходимость выделения отдельного направления в работе ГППЦ по профессионализации педагогических кадров — подготовка школьных психолого-педагогических консилиумов в свете развития инклюзии и во исполнение нового Положения Министерства просвещения о ППк. Повышение квалификации таких консилиумов станет залогом того, что назначения ЦПМПК будут детализированы и персонифицированы под конкретного ученика и смогут эффективно внедряться и формировать именно индивидуализированные образовательные условия, отвечающие потребностям включаемого ученика в условиях конкретной школы.
Мы признательны организаторам конференции и Съезда за приглашение и уверены, что участие Центра проблем аутизма в системной работе принесет новые плоды как в реформе психиатрической помощи детям с РАС и их семьям, так и в реализации прав детей с РАС на полноценное образование.