Новости

Летние вести Школы №1465

СОВА – один из важнейших проектов ЦПА 


В течение июня после официального окончания учебного года с учениками включения инклюзивной школы#nbsp ;ГБОУ "Школа 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова" работа продолжается 24 на 7. Обучение продолжается – частично, в школьной среде, но много в самых разных общественных и естественных средах, где отрабатываются метанавыки, формируется общественное поведение, навыки адаптивности в самых разных условиях, обобщаются академические навыки, наработанные на уроках, для расширения репертуара их приложения в естественной жизни. 



Центр проблем аутизма на площадке школы и силами ее уникальных профессионалов реализовал экспериментальный и крайне важный проект СОВА. Это аббревиатура научно-доказательного метода «сверстнико-опосредованные вмешательства при аутизме». Масса научных данных указывает на то, что обучение через сверстников повышает его эффективность. Сверстники как образцы поведения – самые мощные факторы влияния на обучение и социальные умения. Внедрение методик СОВА в пространство школы началось уже несколько лет назад, но последний год при поддержке Фонд президентских грантов педагоги и поведенческие аналитики школы делали это целенаправленно, с большой аналитикой, с экспериментальным анализом самых разных форматов групп и технологий СОВА из большого массива подтвержденных исследованиями практик. В российской школе такие практики внедрялись впервые.

С 1го сентября 2020 года вступили в силу поправки в Федеральный закон об образовании, касающиеся воспитательной работы в школе. Эти предложения в свое время предложил Президент РФ. Закон содержит определение понятия «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы, которая в течение года с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2021 года должна была стать составной частью всех образовательных программ. Законом, в частности, «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Именно школа 1465 смогла подойти к этому неформально, и внести в Воспитательные планы не только отдельные культурно-исторические мероприятия, но и уделить внимание самым важным воспитательным моментам – формированию у всех учеников чувства заботы, уважения к другим, формированию коммуникативных навыков и навыков дипломатии, обучению социальных компетенций у каждого ученика – с особенностями или без. Методики СОВА дали для этого превосходные возможности. Ученики без особенностей, добровольно вовлеченные в программу, узнали много нового про себя, почувствовали себя сильными, успешными, смогли обучиться наставничеству, терпению, еще большему пониманию социальных правил и человеческих ценностей. 
В этом смысл инклюзии. Конечно, огромные достижения благодаря СОВА получили включаемые ученики с аутизмом. Но инклюзия – это качественное образование для всех. Это повышение открытости и безопасности школьной среды для каждого ученика, что напрямую влияет на эффективность обучения и психологическое удовлетворение от школы. 

На нашей странице Инклюзия мы представляли много событий по ведению этой программы. А здесь мы хотим показать некоторых из ребят – совершенно типичных – которых в конце года педагоги поощряли и поздравляли с успехами в работе сверстниковыми тьюторами. Каждая роль каждого участника отдельно продумывалась, готовились сценарии каждого упражнения, тренинга, диалогового тренажера, коммуникативной группы СОВА в самых разных форматам. Естественно, продумывалась мотивация каждого сверстника-тьютора, делался анализ необходимых для этого компетенций ребят. Самым прекрасным стало то, что удовольствие от этой работы получил каждый участник. СОВА будет продолжаться. Наши специалисты некоторые результаты уже представляли на хороших конференциях. На нашем ютьюб-канале можно найти записи докладов и несколько учебных фильмов о применении методик СОВА в школе №1465. 



Эксперты ЦПА подготовили небольшое методическое пособие СОВА, которое уже в печати. Как только она появится в тираже, мы объявим об этом дополнительно и с удовольствием поделимся пособием со всеми, кто проявит к нему интерес. Конечно, пособие получат все участники проекта «Инклюзивный наблюдатель», получат стажеры программы «Включи меня!», получат специалисты новых регионов, входящих в поле действий «Инклюзивного наблюдателя». 

Огромную благодарность мы хотим выразить и ученикам школы, с радостью и ответственностью вошедших в эту работу, и клиническому руководителю инклюзии 1465 и поведенческому аналитику проекта Юлия Преснякова, и директору школы Артур Луцишин, и, конечно, регулярным учителям- предметникам, открыто принимавшим методики в свои руки и внедрявшим их в пространство своих уроков – ведь СОВА не может реализовываться только в межурочном пространстве или только в ресурсной зоне. Эти методы невероятно хороши и эффективны и в рамках самых обычных уроков, которые, благодаря СОВА, перестают быть рутинными и становятся намного эффективней. Даже несмотря на ковидные ограничения сделать удалось очень много. Практики СОВА официально вносятся в Воспитательный план школы – это важнейшие меры по повышению инклюзивной культуры школы. 

На фото ученики 8 "а" и 8 "б", активно участвовавшие в программе, с удовольствием сотрудничавшие с нашей ресурсной зоной и ресурсно-тьюторской службой в течение всего очного учебного года: тренировали с нашими учениками навыки игры и бесед, навыки самоконтроля, учили дружить и просто доброжелательно и с готовностью помочь всегда были рядом. Фото с церемонии награждения всех активных участников проекта, прекрасных сверстников-наставников.