IV Общенациональный родительский форум «Современная школа глазами ребенка, родителя, учителя» проходил с 11 мая по 07 июня 2022 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Общественной Палаты Российской Федерации.
7 июня 2022 года в Общественной палате Российской Федерации в рамках IV Общенационального родительского форума состоялось Пленарное заседание на тему: «Вектор воспитания: традиции, тенденции, перспективы». В заседании приняли участие представители Совета Федерации и Государственной Думы; представители федеральных органов исполнительной власти; члены Общественной палаты РФ и региональных общественных палат; сотрудники Администрации Президента; родители обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, детей, находящихся на семейном образовании; студенты педагогических образовательных учреждений; руководители и члены общественных родительских организаций, управляющих советов, общественно-профессиональных сообществ; ректоры и проректоры педагогических университетов.
Для нас невероятно важным стало выступление в секции по воспитательной компоненте школьного образования руководителя Экспертно-аналитического центра ВОРДИ Натальи Авилочевой, сделавшей сообщение о методе С.О.В.А. (сверстнико-опосредованные вмешательства при аутизме) как важной воспитательной технологии в условиях инклюзивного образования.
«Программы воспитания как инструмент построения качественной инклюзии» - так называлось сообщение эксперта. И в качестве примера системной воспитательной стратегии в образовании Наталья привела практику С.О.В.А. (Направление было оформлено в проект, который был поддержан на этапе внедрения Фонд президентских грантов, и развивается и углубляется до сих пор).
«В России уже есть методически описанные доказанные практики, внедрённые родительскими НКО. Например, Центр проблем аутизма (ЦПА), имея положительный опыт реализации модели инклюзии на всех уровнях образования, выявили ряд скрытых барьеров в школьных правилах, но в то же время показали и скрытые резервы, которые до практики не осознаются и не используются», - отметила эксперт. – «Сегодня стратегии, основанные на сверстнико-опосредованных вмешательствах - в списке научно-обоснованных практик при РАС». Спикер подчеркнула, что ЦПА издал методическое пособие с примерами стратегий для каждого возраста. В котором представлено и обучение сверстников и в качестве "компаньонов" или "тьюторов" для одноклассников с аутизмом, и коммуникативные группы, и обучение всего класса.
«Метод С.О.В.А. оформлен и реализуются в рамках обязательных школьных программ воспитания», - подчеркнула докладчик. Важным стало то, что Н. Авилочева озвучила предложение по созданию «банка» лучших практик воспитания, включающих базовый пакет материалов, грамотно методически составленных. И направить усилия профильных ведомств и институтов по предоставлению возможности и организационной поддержке в обучении педагогов, тьюторов, специалистов психологических служб различным методикам обучения социальной коммуникации как эффективным стратегиям воспитательной работы в образовании.
Мы благодарим Наталью и ВОРДИ за внимание к нашей работе, к самому методу С.О.В.А., эффективному и доступному в применении при условии правильной организации его внедрения в деятельность школ, повышающих их инклюзивную культуру и расширяющих воспитательные ресурсы образовательных организаций.
Проект С.О.В.А. реализуется с использованием средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества.