Центр проблем аутизма
СОВА. О проекте
Продолжительный опыт реализации созданной "Центром проблем аутизма" модели инклюзии на методах структурированного обучения с технологией ресурсного класса и практика включения детей с аутизмом во все уровни образования показали ряд скрытых барьеров, зашитых в образовательные правила и стандарты. Но этот опыт показал и скрытые резервы инклюзии, которые – до практики – не осознаются и не используются. Поэтому до сих пор инклюзивное образование понимается как «дорогое», несмотря на данные мировых исследований по экономике образования о меньшей затратности инклюзивных форм, чем сегрегационные. Реализация ЦПА системных проектов, поддержанных ФПГ, также открыла ряд возможностей, слабо используемых в практике инклюзии.

Проект реализуется с использованием средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества.



Один из бесценных ее ресурсов – сама среда с большинством нейротипичных сверстников, которые могут выступать ко-терапевтами детей с ОВЗ, наставниками и «моделями» поведения. Этот бесплатный ресурс может стать мощным абилитационным источником при условии правильной и научно-обоснованной организации такого применения. Наука доказывает пользу инклюзии и для здоровых учеников – качество образования, достигаемое в инклюзии, влияет на дальнейшую карьеру типичных детей. Эта польза достигается взаимодействием – между типичными учениками и атипичными, включаемыми.

Но взаимодействие не происходит само по себе. Так как сущностным свойством симптомокоплекса РАС является нарушения социального взаимодействия и коммуникации, это выступает барьером для естественного зарождения обычных социальных отношений – дружбы, игр, разделения общих интересов. Всему этому надо учить, и учить обе стороны – типичную и аутичную.
Много лет велись исследования роли типично развивающихся сверстников в социальном обучении детей с РАС. В этой стратегии, смещая взрослых на вторые роли, сверстники могут моделировать социальные навыки в естественной среде.
Сегодня стратегии, основанные на сверстнико-опосредованном вмешательстве при аутизме, СОВА (Peer-Mediated Intervention (PMI) – в списке научно-обоснованных практик при РАС.

В результате чего мы получили множество доказательных парадигм обучения социальным навыкам, подразумевающих обучение сверстников действовать в качестве «компаньонов» или «тьюторов» для одноклассников с РАС. В зависимости от возраста учеников можно подобрать разные стратегии СОВА с выверенным эффектом – коммуникативные группы, обучение целого класса, прикрепление конкретного ученика к целевому однокласснику с РАС. В целом, обучение на базе метода СОВА основана на принципе, что обучая типичных сверстников взаимодействию с одноклассниками с РАС, можно создать больше возможностей для обучения социальным навыкам. Преимущество развития практик СОВА в инклюзии заключается в том, что происходит использование естественной социальной среды и контекста взаимодействия, что методики достаточно просты и требуют небольших затрат на администрирование, что эффективность их (повышение количества социальных реакций и инициатив со стороны учеников с РАС) научно доказана.
Повышение уровня инклюзивности школ, реализующих инклюзию по модели «ресурсный класс», и повышение эффективности использования ресурсов инклюзивной общеобразовательной среды за счет внедрения в практику инклюзивного школьного образования доказательных практик сверстнико-опосредованных вмешательств при аутизме (СОВА).
Распространение опыта применения метода СОВА и проведения коммуникативных групп за счет обучения методу специалистов ресурсно-тьюторских служб в инклюзивных школах разных регионов и за счет повышения квалификации в области СОВА педагогов и тьюторов «материнской» инклюзивной площадки – ГБОУ "Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова"г. Москвы.
Задачи проекта
Поддержка
Поддержка
Обеспечить поддержку внедренной ЦПА модели инклюзии в общеобразовательной школе №1465 им. адмирала Кузнецова в условиях движения учеников по ступеням образования (детсад-начальная школа-средняя-старшая) с гарантированным уровнем качества и повышением компоненты социально-коммуникативного обучения.
Методики
Методики
Расширить арсенал методик социально-коммуникативного обучения включаемых учеников «ядерной» школы №1465 за счет внедрения новых форматов коммуникативных групп и новых типов вмешательств с участием сверстников.
Транслирование
Транслирование
Транслировать ряд элементов и технологий метода СОВА в другие школы, работающие по данной модели и являющиеся участниками проекта «Инклюзивный наблюдатель»
Публицистика
Публицистика
Подготовить базовый пакет методических материалов по методу СОВА и стратегиям коммуникативных групп
Обучение
Обучение
Предоставить возможность и оказать организационную поддержку обучения педагогов, тьюторов, специалистов ресурсно-тьюторских служб различным методикам обучения социальной коммуникации, основанных на доказательном методе СОВА
Внедрение
Внедрение
Оказать поддержку внедрению стратегий коммуникативных групп в образовательные программы включаемых учеников в школах, реализующих модель инклюзии с технологией ресурсного класса.
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект является естественным и логичным продолжением текущего системного проекта ЦПА – «Инклюзивный наблюдатель». Продолжая проект «Инклюзивный наблюдатель», сложившийся в самостоятельное направление деятельности ЦПА, и после окончания грантового периода благодаря сформированному за этот период партнерству, в том числе, и финансовому), ЦПА углубляется в те толщи ресурсов, которые до сих используются в инклюзивных средах неэффективно. Пока налицо понимание инклюзивного образования как «образования для инвалидов», тогда как инклюзивное образование – это качественное образование для всех.

В пользу позиции ЦПА говорят исследования из обзора экспертов ЮНЕСКО «Доказательная база инклюзивного образования» – изданного и широко распространенного ЦПА в рамках грантового проекта. Именно этот обзор дает научно-выверенную картину пользы инклюзии для здоровых учеников: качество образования, достигаемое в инклюзии, влияет на успехи и дальнейшую карьеру типично развивающихся детей. Эта польза достигается взаимодействием – между типичными и атипичными учениками.

Инклюзия – это процесс, он имеет начало, но не имеет конца. И сама деятельность в этой области предполагает бесконечное про-
должение – и по траектории углубления (в частности, через внедрение новых методик и технологий, повышающих степень инклюзивности сред, к которым относится СОВА), и по траектории расширения (через тиражирование «лабораторного» опыта, накапливаемого ЦПА в рамках работы на «материнской» площадке инклюзии – в школе №1465. Тиражирование этого опыта происходит легко, во-первых, потому что существует высокий запрос на воспроизводство методик и технологий инклюзии 1465 в разных регионах России, а во-вторых, потому что у ЦПА есть обширное сетевое взаимодействие с различными профильными НКО, от чьих усилий продвижение инклюзивных ценностей и технологий сильно зависит).

Продолжится обучение включенных в школу №1465 г. Москвы учеников с РАС по всем ступеням школьного образования. Продолжится совершенствование методической базы инклюзии, развитие ее инструментов – организационных, методических, дидактических. Продолжится просветительская и пропагандистская деятельность, направленная на распространение принципов и ценностей инклюзивного образования. И, конечно, продолжится повышение квалификации педагогов и профессионализация школьной среды на основе научно-доказательных педагогических и психологических практик, что неизменно будет приводить к повышению качества всего школьного образования.