Центр проблем аутизма
АутБит
Направление научно-доказательного вмешательства при аутизме (Music-Mediated Intervention), основанное на перкуссионных занятиях с детьми и подростками с РАС с целью нейропсихологической коррекции и социокультурной интеграции.
Обоснованность направления
.
В 2020 году музыкальная терапия была официально включена в список научно обоснованных методов коррекции детей с расстройствами аутистического спектра. В актуальном отчете «Национального информационного центра по доказательным практикам при аутизме» музыкальная терапия указана как научно обоснованная практика для детей с РАС. В отчете страницах 92-93 показаны области результатов музыкально-опосредованного вмешательства (MMI) и исследовательские статьи, соответствующие критериям включения в этот систематический обзор. Это имеет решающее значение для практикующих врачей и специалистов, работающих в школах и частной практике с аутичными клиентами, поскольку подтверждает важность таких услуг.

С каждым годом все популярнее становится использование музыкальной терапии при лечении аутизма. Многими специалистами в области аутизма для установления контакта с аутичными детьми широко используется барабанная терапия. Например, в США много лет работает проект в Нью-Джерси под названием The Drumming for Autism. Этот проект начинался как программа для творческого самовыражения молодежи, которая затем расширилась и взяла направление на работу с людьми, имеющими аутизм. Основными целями проекта послужили намерения по уменьшению тревоги и проблем в поведении, а также расширение социализации.

Согласно исследованиям некоторых ученых, игра на барабанах
помогает получить доступ к правому полушарию мозга. Оно отвечает за интуицию, эмоции, артистизм и умение расслабляться. Для детей с аутизмом это имеет большое значение, и может помочь справиться им с неврологическими проблемами.

Исследователи в Лондоне обнаружили доказательства удивительно эффективного лечения тревоги и депрессии, которое даже изменяет воспалительные иммунные реакции, которые могут лежать в основе этих расстройств – это игра на барабанах. Это исследование демонстрирует психологические преимущества групповой игры на барабанах, а также демонстрирует основные биологические эффекты, поддерживающие терапевтический потенциал перкуссионной игры для психического здоровья.

У детей с аутизмом часто наблюдается дефицит социальных навыков, поэтому стать частью ансамбля барабанщиков для многих из них может означать реализацию важного социального сценария. О могут найти людей, которые будут разделять их интересы, что, в свою очередь, приведет к дружеским и поддерживающим отношениям. Заводить дружбу для детей-аутистов очень сложно, и с использованием барабанной терапии это может стать возможным. Если у ребенка нет возможности участвовать в групповой барабанной терапии, покупка простых ударных инструментов поможет организовать занятия дома и получать от них – при условии профессиональной поддержки со стороны подготовленных педагогов – существенные нейропсихологические эффекты.

Эффекты вмешательств,
основанных на перкуссии
.
Вестибюлярный аппарат
Барабанная терапия тренирует вестибулярный аппарат, улучшает визуальное восприятие, а также координацию рук и глаз. Особое значение имеет то, как держать палочки, по какому участку барабана следует ударить, телодвижения, которые необходимо выполняются. Это основная часть терапевтического сеанса
Повторяемость
Игра на барабанах копирует и развивает человеческую речь. Это связано с тем, что в основе такой игры лежит действие вида «вызов-ответ». Людям с расстройствами аутического спектра нравится повторяемость и структура барабанной игры, которая помогает им освободить свои эмоции.

Синхронизация лобных
и глубинных областей мозга
Игра на барабанах синхронизирует лобные и глубинные области мозга, интегрируя невербальную информацию из нижних структур мозга в лобную кору, вызывая чувства проницательности, уверенности, убежденности, которые превосходят обычное понимание и, как правило, сохраняются долгое время после перкуссионного опыта, часто обеспечивая фундаментальное понимание социальных и культурных традиций.
Освобождение энергии
Игра на барабанах помогает повысить внимание к задаче, улучшить средства невербального выражения, социализации и снизить стресс у людей с аутизмом. Благодаря сознательному использованию темпа, выбора инструментов и тембра педагоги могут помочь людям с РАС высвободить избыточную энергию и стать более спокойными естественным и социально-приемлемым образом. Исследования продемонстрировали среднее увеличение внимания к задаче на 189% всего за 12 недель.
Ритм,
движение,
музыка,
эмоциональное подкрепление
– соединение этих элементов перкуссионных занятий закладывают основу для лучшего формата мультисистемного нейропсихологического вмешательства
при аутизме.
К истории развития направления «АутБит»
.
2011
2011
В 2011 году Клем Бёрк получил почетную докторскую степень в области рок-музыки Университета Глостершира в знак признания того, что он не только музыкант-селебрити и основатель одной из самых знаковых групп двадцатого века (легендарная группа Блонди), но и за то, что связал свое имя с новаторским подходом к аутизму, имеющим изумительные результаты.
2015
2015
Идея внедрять практики перкуссионного вмешательства в работу с детьми с РАС возникла после изучения ряда исследований и опыта существующих проектов в этом направлении. В частности, в 2015 году на III Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения» в Москве большой мастер-класс по музыкальной терапии делала специалист, доктор психологии из Австралии Люси Элизабет Болджер (Lucy Elizabeth Bolger, PhD Music Therapy Trust). Наиболее известный проект в области барабанов и аутизма – это проект «Барабаны Клема Бёрка», соединивший преподавателей, ученых и музыкантов. В рамках этого проекта было обнаружено, что игра на барабанах в течение 60 минут в неделю может улучшить ловкость, чувство ритма и чувство времени у учащихся с аутизмом.

«Это уникальный и весьма примечательный исследовательский проект, который продемонстрировал положительное влияние на здоровье и состояние аутичного ученика практики рок-барабанщика», - так комментировал работу ведущий исследователь проекта доктор Маркус Смит. «Рок-выстукивание как мощное вмешательство для людей, имеющих нарушения нейроразвития, такие, как аутизм, завораживает, и я рад, что оно опирается на новаторскую работу».
2018
2018
В 2018 году с одним из подопечных Центра проблем аутизма, мальчиком с тяжелым невербальным аутизмом, начал заниматься на ударных инструментах профессиональный музыкант-перкуссионист, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных Василий Колода
2020

2020

В 2020 году педагоги по перкуссии прошли профессиональный тренинг по поведенческому анализу от специалистов ЦПА для применения его методик на уроках по ударным инструментам.
Сегодня

Сегодня

С 2020 года к группе педагогов, принявшим в обучение детей с аутизмом, присоединилось еще несколько выпускников Гнесинки. Большая часть занятий и репетиций сегодня проводится на площадке дополнительного образования «Такой же другой».
«Когда ребенка обучают музыке, его мозгу предлагается выполнить определенные задачи. Эти задачи связаны со слухом, моторикой, когнитивными, эмоциональными
и социальными навыками, которые, по-видимому, активируют различные области мозга. В результате перед мозгом встает необходимость создания большего количества связей между двумя полушариями».
доктор медицинских наук, главный рентгенолог Детской больницы им. Федерико Гомеса, Мехико
Пилар Диес-Суарес
Эксперты проекта
  • Тимур Постников
    музыкант, педагог по перкуссии
  • Василий Колода
    Барабанщик, педагог по ударным инструментам
  • Екатерина Иовенко
    Педагог по ударным,
    профессиональный музыкант
  • Екатерина Яшина
    Музыкант, педагог по перкуссии
  • Екатерина Мень
    Президент ЦПА