To main content
Центр проблем аутизма
VIII Международная научно-практическая конференция
"Аутизм.
Вызовы и решения"

о н л а й н - ф о р м а т


22 апреля - 25 мая 2020 года

Конференция проводится в онлайн-формате
в виде 12 тематических блоков интерактивных
лекций и докладов в прямом эфире
  • Общий

    (в программе помечено зеленым,
    желтым и красным жетонами)

  • Расширенный

    (в программе помечено белым,
    желтым и красным жетонами)
  • Полный

    (в программе помечено двумя
    белыми и красным жетонами)

Все участники получат доступ в личный кабинет Конференции, где смогут:
- смотреть трансляцию
- выбирать опцию синхронного перевода на русский
- задавать вопросы спикеру и получать на них ответы

Владельцы Расширенного и Полного пакетов получат:
- сертификат участника с подписями сопредседателей
конференции в электронном виде

Обладатели Полного пакета получат:

- для скачивания дополнительные материалы:

Научный обзор из журнала Pediatrics «Желудочно-кишечные заболевания у детей с РАС: разработка программы действий» в переводе на русский.

Выявление и лечение приступов при аутизме. Информационно-справочный бюллетень для врачей/пер. с англ. - Thinking Autism, 2018.


- доступ к записям конференции в течение двух недель после завершения конференции

- файлы презентаций (по договоренности со спикерами)

- приоритетное право вопросов спикеру

- скидки на очные внеконференционные мероприятия в октябре 2020 года


нажав на красный жетон у каждого докладчика, вы узнаете о том, что будет представлено в его докладе и презентации
16:00–17:00
Margaret Bauman,
MD
, prof.,
США
Медицинские проблемы, сопутствующие аутизму,
сенсорная сенситивность и проблемное поведение
Аутизм: Оценка и терапия. Модель LADDERS
Интегрированные подходы к лечению расстройств аутистического спектра
на протяжении жизни человека
17:00–18:00
18:00–19:30
Robert L. Hendren,
DO, prof.,
США
Stephen Michael Edelson, MA, PhD,
США
Опыт применения программы комплексной диагностики в разработке индивидуальных направлений коррекции детей с РАС
19:30–20:00
Алина
Полетаева,
Россия
Medical Co-morbidities, Sensory Sensitivities, and Challenging Behaviors
Одна из самых больших проблем при аутизме – нежелательное поведение, такое как гиперактивность, чрезмерное раздражение, агрессия и самоагрессия, а также нарушение сна и тревожность.

Д-р Эдельсон расскажет о том, как важно признать, что проблемы со здоровьем часто являются основным фактором, способствующим такому сложному поведению.

Мы обсудим, как это необходимо, чтобы исследователи в области медицины, диетологии, сенсорики
и поведенческих наук сотрудничали
в целях разработки и создания комплексных, эффективных программ терапии, чтобы помочь многим, если не большинству, людей с аутизмом.
Autism: Evaluation and Treatment. The LADDERS model
Выдающийся детский невролог и исследователь с 45-летним стажем работы, один из первопроходцев в области поддержки людей с РАС.
Специалист с мировым именем, заслуживший огромное уважение за безупречную клиническую практику, преподавательскую деятельность и исследовательскую работу в области изучения нарушений развития.
На протяжении своего профессионального пути, доктор Бауман всегда старалась сочетать исследовательскую работу
с интенсивной практической деятельностью.

Наиболее полно ее биографию раскрывает перечень организаций, к становлению и развитию которых она так или иначе приложила свою руку: The Autism Research Foundation ( Фонд исследования аутизма) (TARF), The Autism Research Consortium (Консорциум по исследованию проблем аутизма) (TARC), LADDERS (Learning and Developmental Disabilities and Rehabilitation Services) (услуги для лиц с нарушениями развития и проблемами в обучении) и The Autism Treatment Network (объединение по вопросам терапии аутизма) (ATN). С ее подачи была создана первая мульти-дисциплинарная программа для всесторонней помощи людям
с нарушениями развития, в том числе с аутизмом, получившая название клиника LADDERS. Философский подход проекта LADDERS был взят за основу программы Autism Treatment Network, созданной организацией Autism Speaks.

На данный момент в эту программу входит более 20 проектов по созданию центров комплексной поддержки для людей с РАС.
Integrating Treatment for Autism Spectrum Disorder through the Life Cycle
Число людей с расстройствами аутистического спектра резко выросло за последние 20 лет.
Если ранее пациентами с РАС в основном занимался узкий круг детских психиатров, то в настоящее время проблема предоставления качественной медицинской помощи пациентам с РАС, с другими расстройствами психического здоровья и с сопутствующими заболеваниями встала перед широким кругом специалистов, работающих с пациентами всех возрастов.
Этот доклад опишет основные направления развития и способы помощи пациентам и их семьям со сложными проблемами со здоровьем на протяжении всей жизни. В презентации будет кратко описано, как определять и эффективно лечить сопутствующие заболевания, связанные с аутизмом, принимая во внимание медицинские, поведенческие, фармакологические и биомедицинские методы диагностики и лечения.
В сообщении рассмотрены лабораторные методы, необходимые для построения индивидуального направления коррекции выявленных соматических состояний у пациентов с РАС. Акцент в презентации будет сделан на лечебных стратегиях, направленных на коррекцию нарушений органов желудочно-кишечного тракта. Будет предложен алгоритм назначения сорбированных пробиотиков нового поколения компании Avan.
22 апреля 2020, среда
Department of Anatomy
and Neurobiology,
Boston University School of Medicine
Professor of Psychiatry and Behavioral Science; Co-Director of the UCSF Dyslexia Center
Director of Autism Research Institute
Семейный врач, врач-педиатр, руководитель лаборатории ООО Биомаркер
12:00–13:00
Kelly McCracken Barnhill,
MBA, CN, CCN,
США

Гормезис, клеточная стрессовая реакция и окислительно-восстановительный
гомеостаз при РАС.
Метаболический подход
Противовоспалительное питание для поддержки пищеварения и системного
оздоровления
Почему ребенок
не хочет есть?
13:00–14:00
14:00–15:00
Юлия
Дмитриева, к.м.н.,
Россия
Vittorio Calabrese, MD, prof.
Италия
Hormesis, cellular stress response, and redox homeostasis in autism spectrum disorders. A Metabolomic approach
Исследования показали, что у детей с РАС наблюдается тенденция к улучшению познания и поведения после фебрильной болезни (повышения температуры), что связано с изменением метаболических путей, приводящим к клеточным реакциям на стресс и повышенной экспрессии белков теплового шока (Hsps). Сульфорафан и гидрокситирозол, фитохимические вещества, полученные из крестоцветных овощей и оливкового масла, соответственно, могут вызывать метаболические эффекты в клеточных ответах на стресс, которые аналогичны тем, что возникают при лихорадке. Таким образом, модуляция эндогенных клеточных защитных механизмов может быть инновационным подходом для терапевтического вмешательства при РАС и других расстройствах, связанных с нейровоспалением и нейродегенерацией. Основная область метаболомики имеет своей главной целью: создать метаболомный отпечаток и исследовать специфические для класса паттерны, предсказывающие его назначение. Предполагается, что эти метаболиты являются биомаркерами прогрессирования заболевания или могут рассматриваться как показатель тяжести физиологического состояния. В этом обзоре вводится понятие «доза-реакция», а также возможные механизмы и применения для нейропротекции. Мы рассматриваем возникающую роль Hsps в нейропротективной сети и предлагаем потенциальную терапевтическую полезность пищевых антиоксидантов сульфорафана и гидрокситирозола против определенных признаков и симптомов РАС. Кроме того, будут обсуждаться метаболомические подходы к РАС.
Anti-inflammatory nutrition practices to support GI and
systemic health
В этом докладе будет рассмотрено использование различных противовоспалительных подходов для лечения как желудочно-кишечного тракта, так и общего системного воспаления.

Презентация охватит несколько тем
и будет включать освещение применения питательных фитонутриентов, включая флавоноиды и изофлавоноиды, омега-3 жирные кислоты и полифенолы, а также целевые нутрицевтики для борьбы с воспалением.
Соавтор доклада
Захарова Ирина Николаевна, д.м.н.

Проблема сниженного
и избирательного аппетита остается очень актуальной в настоящее
время.

Дифференциальный диагноз причин гипорексии может включать комплекс хронических соматических заболеваний, включая заболевания со стороны желудочно-кишечного тракта, нарушения пищевого поведения в условиях неадекватно сформированных вкусовых
предпочтений или наличия фоновых неврологических или психиатрических заболеваний.

В докладе будет представлен алгоритм обследования детей со сниженным аппетитом, отдельное
внимание будет уделено вопросам формирования вкусовых предпочтений в раннем возрасте и
индивидуальному планированию рациона питания ребенка.
24 апреля 2020, пятница
Department of biomedical and Biotechnological sciences,
University of Catania
The Johnson Center for Child Health and Development. Clinical Director
доцент кафедры педиатрии
ФГБОУ дополнительного профессионального образования Российская медицинская
академия непрерывного профессионального образования МЗРФ

Секция проводится при поддержке бренда ФрутоНяня
13:30 - 14:30
Мария Сандалова,
Россия

Обучение через наблюдение у детей с РАС: формирование навыка и применение его
в групповых занятиях
Решаем математические примеры с удовольствием: адаптация методики
Н.А. Зайцева, среда, материалы,
эффективные стратегии
Предоставление услуг прикладного анализа поведения через приложения Telehealth
14:30 - 15:00
16:00 - 17:30
Joy Pollard,
Ph.D., BCBA-D,

США


Евгения Чульжанова
Работа с повторяющимся поведением у детей с РАС. Практический опыт
15:00 - 16:00
Екатерина Жесткова,
ВСВА,
Россия
Доклад посвящен формированию и применению навыка "Обучение через
наблюдение (Observational learning) " с применением методов ПАП
у детей с РАС.

Мы рассказываем о том, как навык "обучаться через наблюдение за сверстниками" влияет на способность детей взаимодействовать друг с другом и о том, каким образом
можно выстроить процесс обучения в группах детей с РАС с разным уровнем коммуникативных и когнитивных возможностей.

Доклад состоит из обзора научной литературы по данной теме и описания клинического случая. В докладе будут представлены видеоматериалы с занятий в ABA-центре Мозаика.
Эффективная стратегия обучения детей с РАС математическим навыкам в части решения примеров на сложение и вычитание в пределах первой сотни, основанная на методике академика Зайцева, но адаптированная под особые образовательные потребности с помощью методов прикладного анализа поведения. Будет представлена документация по сбору данных и продемонстрированы материалы для успешного обучения.

Модели оказания услуг
телемедицины популярны среди семей, проживающих в районах, где не хватает специалистов. А сейчас это направление приобрело особую важность в связи с тем, что необходимо обеспечить непрерывность поддержки семей и детей во время пандемии COVID-19.

Из доклада специалисты и родители узнают о различных модальностях Telehealth (например, синхронный и асинхронный методы) и о том, как модели дистанционного оказания услуг могут применяться в ABA-терапии.

Мы рассмотрим инструменты, которые помогут специалистам определить, продуктивна ли работа с пациентом и его близкими по той или иной модели дистанционных услуг поведенческого вмешательства, с учетом характеристик пациента и его окружения, технологических требований и мониторинга эффективности.
Повторяющееся поведение принято относить к категории проблемного поведения. И действительно, желание идти всегда направо и никогда налево, носить зимнюю куртку
летом и держать все двери открытыми может крайне затруднять не только включение в среду сверстников, но и простое перемещение по улице.

Почему ребенок так увлечен
выравниванием предметов или закрыванием дверей?

Как и почему возникает такое
поведение?

Можно ли справиться и как это сделать?
27 апреля 2020, понедельник
Марина Приходченко
Надежда Горбунова
Директор
Руководитель направления АФК
АВА-аналитик, куратор группы дневного пребывания
АВА-Центр "Мозаика", Россия
Педагог-психолог, руководитель АВА-центра Шаг вперед
Поведенческий аналитик.
Клинический директор Центр "Катенок"
Co-founder and CEO of Clinical
Operations at Behavior Change Institute

Тelehealth Applications of Applied Behavior Analysis Services
12:00–13:00
Derrick MacFabe, MD FACN,
Канада
Постинфекционные аутоиммунные осложнения (PANS/PANDAS/SC) и аутизм: коморбидные расстройства
или общий патогенез?
Кишечные короткоцепочечные жирные кислоты: микробные модуляторы митохондрий, метаболизма и психики: последствия при РАС спектра
и связанные с ними клинические состояния
Аутизм как иммунобиологическое расстройство: системный подход к решению задачи
14:00–14:30
13:00–14:00
Василий Генералов, д.м.н.,
Россия
Екатерина Трифонова,
к.б.н.,

Россия
Enteric short-chain fatty acids: microbial messengers of metabolism, mitochondria, and mind: implications in autism spectrum disorders
Клинические наблюдения показывают, что кишечные и пищевые факторы влияют на симптомы у больных с РАС, но причина этого до конца не выяснена. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что РАС - это семейство системных расстройств, связанных с изменениями в иммунитете, метаболизме и экспрессии генов, а также с измененными компонентами кишечного микробиома. Пренатальная или перинатальная инфекция, антибиотики, госпитализация, диета или недавняя миграция людей становятся серьезными факторами риска развития РАС и многих других неврологических заболеваний. Что может быть общего у всех этих, казалось бы, разрозненных факторов?

Доктор Макфэйб предположил, что короткоцепочечные жирные кислоты (SCFA) представляют группу соединений, продуцируемых микробиомом в результате ферментации углеводов, которые могут оказывать широкое (как положительное, так и отрицательное) влияние на кишечник, мозг, иммунитет и поведение человека. Конгломерат короткоцепочечных жирных кислот создает механизм, при котором микробиом может влиять на развитие мозга и поведение человека на протяжении всего жизненного цикла. Дисбаланс в метаболизме SCFA может связать различные симптомы РАС и сопутствующих состояний, включая синдром дефицита внимания, эпилепсию, беспокойство и обсессивно-компульсивное расстройства, расстройства пищевого поведения, сотрясение мозга и посттравматическое стрессовое расстройство.
Инфекции и возникающий в результате иммунный ответ на эти инфекции в последнее время получают все большее признание в качестве механизмов патогенеза
психоневрологических расстройств. Хорея Сиденгама (SC), широко признанное
постстрептококковое аутоиммунное заболевание, представляет модель для изучения патогенеза подобных расстройств. Считается, что при SC дисрегулированный иммунный ответ на стрептококковую инфекцию приводит к воспалению нейронных сетей, особенно ядер базальных ганглиев. Дисфункция в ядрах базальных ганглиев приводит к совокупности
неконтролируемых движений и психиатрических симптомов, которые, как
показали исследования, поддаются иммуномодулирующей терапии. PANDAS
(педиатрическое аутоиммунное психоневрологическое расстройство, связанное со стрептококковыми инфекциями) был предложен в качестве варианта SC, предполагается, что они имеют общий патогенез, несмотря на уникальный профиль преимущественно психиатрических симптомов PANDAS. Следует отметить, что стрептококки не уникальны в своей способности вызывать аутоиммунные психоневрологические осложнения, среди
альтернативных индукторов вирусы гриппа и ветряной оспы, микоплазмы, обобщенно
весь спектр подобных синдромов называют PANS.
Соавторы доклада. Л.О. Воронкова, Т.Р.Садыков.

По механизмам своего возникновения аутизм является иммунно-метаболическим расстройством. В основе ряда групп данного заболевания лежит нейровоспаление, усугубляющееся явлениями митохондриальной дисфункции, как генетически опосредованными, так и имеющими приобретенный характер. Воспалительные нарушения могут являться следствием непосредственного повреждающего действия бактерий, грибов, вирусов или иметь аутоиммунный характер.

При этом источник воспаления не обязательно локализуется в пределах гематоэнцефалического барьера, а может располагаться в органах, отдаленных от мозга: слюнных железах, эпителии ротоглотки, суставах, кишечнике.
Поиск источника воспаления с последующим подавлением возбудителя и аутоиммунных процессов лежит в основе успешной терапии аутизма. Наряду с противовоспалительной терапией в лечении также обязательна коррекция метаболических нарушений за счет ограничения поступления и элиминации повреждающих агентов и/или восполнения дефицита недостающих веществ.
30 апреля 2020, четверг
Director of the Kilee Patchell-Evans Autism Research Group (KPEARG)

Молекулярный биолог, Федеральный
исследовательский центр ИЦиГ СО РАН
Врач невролог, Клиника интегративной медицины ПланетаМед
14:30–16:00
Генетическая лабораторная диагностика РАС: прикладные аспекты
и особенности в РФ
Ольга
Кокорина,
Россия
Врач-генетик, лабораторный генетик в отделе контроля качества ИНВИТРО, член Российского общества медицинских генетиков
В докладе будет представлен вклад генетических факторов в эффективность выявления причин аутизма. Будут обозначены возможности лабораторной службы РФ в этой сфере. Обсудим алгоритм генетического тестирования, особенности лабораторной диагностики наследственных синдромов, ассоциированных с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрим варианты действий, когда генетический анализ не дал ответа.
30 апреля 2020, четверг. Мастер-класс. Прямой эфир
Игорь Ефимов,
Россия
Олег Фирсенков,
Россия
Врач-невролог, психиатр, врач функциональной неврологии, организатор здравоохранения, главный врач клиники Доктрина, группы клиник Прогноз


Неинвазивная нейромодуляция при РАС: традиционные методики и новые подходы
Программа мастер-класса

«Неинвазивная Нейромодуляция
при РАС – традиционные методики
и новые подходы»

1. Что корректно называть нейромодуляций, а что стимуляцией? Тупики терминологии.

2. Обзор методик нейромодуляции: tDCS, tACS, rTMS, tVNS, ANM и др.

3. Обсуждение и демонстрация вспомогательного софта – Soterix, Нейрософт и т.д.

4. Индивидуальные протоколы. Персонализация. Опыт 100 000 процедур (11200 процедур ТКМП/tDCS только за 2019 год в клинике «Доктрина»)

5. Демонстрация возможностей новейшего оборудования по 3 методикам
(производители США, РФ).
Нейромодулирующие устройства предоставляют инструменты, которые могут преобразовать идеи из когнитивной нейробиологии в целевые методы лечения расстройств центральной нервной системы.
Эти инструменты были наиболее хорошо разработаны в области психиатрии, но сегодня все больше внимания уделяется возможностям приложения нейромодуляции для нейрореабилитации и лечения неврологических расстройств.

Ряд устройств транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) были одобрены FDA для лечения устойчивой депрессии. Большинство экспертов в области неинвазивной нейростимуляции сходится во мнении, что для эффективного лечения многих заболеваний ЦНС
могут потребоваться комбинаторные подходы, которые дают нейростимуляцию
в сочетании с фармацевтическим лечением
и поведенческими вмешательствами.
Международная наука о нейромодуляции:
- Неинвазивная нейростимуляция также,
по-видимому, является перспективной для лечения инсульта, гемипареза, афазии, нарушения зрительного пространства, болевого синдрома, нарушений внимания и двигательных расстройств, а также мигрени и невропатической боли.
(Hamilton, Pascual-Leone)

- Нейростимуляция может способствовать реорганизации поврежденных нейронных сетей. (Hamilton)

- Комбинация нейромодуляции с другими методами лечения, такими как лекарства, когнитивная терапия
и поведенческие подходы, может быть необходимой
для достижения максимальной эффективности. (Hallett)
В рамках мастер-класса ведущие поделятся своими наблюдениями, результатами клинических исследований, продемонстрируют перспективное оборудование
и программное обеспечение:
Врач – невролог, мануальный терапевт, врач функциональной диагностики, врач ультра-звуковой диагностики и заместитель главного врача клиники Доктрина, группы клиник Прогноз
- Сочетание нейромодуляции с ЭЭГ-мониторингом активности мозга может обеспечить специфическую
и индивидуальную адаптацию стимуляции к соответствующим областям мозга. (Maiques)

- Нейромодуляция позволяет трансформировать идеи из когнитивной нейробиологии в целевую терапию в психиатрии и неврологии. (Pascual-Leone)

- В настоящее время единственное одобренное FDA использование неинвазивной нейромодуляции - для лекарственно-устойчивой депрессии.
Его полезность при других психических расстройствах в настоящее время изучается. (Lisanby)

16:00–18:00
10:00–11:00
Пиринский Александр,
MA, CELTA,
Россия
Роль родителей в лечении аутизма
Практика автоматизации графического анализа в ПАП
Организация и преимущество занятий
в групповом формате при использовании АВА - терапии
11:00–11:30
11:30–12:30
Antonina Shangraw,
BCBA-D, PhD,
США
Denise
Fulton,
США
NET как один из методов работы над навыками
в школьной среде
12:30–13:00
Ольга
Грузова,

Россия
The Parent's Role in Navigating Autism Treatments
В научном поле продолжается поиск окончательных ответов на вопросы об эффективности большого количества распространенных методов лечения аутизма, но семьи не могут ждать.

При таком большом количестве вариантов и противоречивой информации из различных источников зачастую трудно определить, какое вмешательство подходит вашему ребенку.

Необходимо обучиться тому, какие вопросы должны и можете задавать,
и какие стратегии вы можете выбирать и использовать, чтобы расставить приоритеты для безопасного и практичного выбора.
Название: Практика автоматизации графического анализа в ПАП
Тезисы:
1) Управление программой вмешательства
2) Применение сбора и автоматического анализа данных поведения в реальных
условиях
3) Как это сделано:
- Сбор и анализ данных о просьбах и НП.
- Сбор и анализ данных прямых и непрямых процедур измерения
- Инструменты анализа графиков, таблиц и отчётов.
- Анализ эффективности работы команды вмешательства и способы расчёты
процента согласия наблюдателей.
4) Анализ собранных вне системы данных поведения
Advantages of using group settings for ABA sessions when possible. How to structure group sessions
АВА-терапия часто воспринимается как родителями, так и специалистами, как занятия проводимое 1:1, за столом в тихой комнате… И до определенной степени - это правда.

Ни в коем случае, не предлагая вам отказаться, от работы 1:1, мне бы хотелось поговорить о том, как и почему важно дополнять эту работу, работой в группе. О том, как организовать работу в группе, так чтобы она была не менее эффективной, а могла дополнить тот репертуар навыков, которым мы можем научить наших маленьких и больших клиентов.

Итак, в рамках презентации мы поговорим о том:
• Почему важно, даже работая 1:1 включать в наши занятие взаимодействие со сверстниками
• Как сделать это взаимодействие более эффективным
• Как мы можем организовать занятия в группе детей, с разным уровнем навыков
• Есть ли противопоказания для работы в группе
Существует много методов, которые можно использовать для отработки навыков в школьной среде. Одним из них является NET (Natural Environment Teaching). NET- это выработка навыков в естественной среде. В процессе естественного обучения учителя или инструкторы используют естественные возможности для того, чтобы помочь ребенку обучиться различным навыкам. Ребенок выбирает какое-либо желаемое им занятие или деятельность, а инструктор следует за инициативой или интересом ребенка. Данные стратегии преподавания были разработаны для облегчения обобщения приобретаемых навыков и улучшения запоминания. Как только ребенок попадает в естественную ситуацию, в которой он проявляет интерес, инструктор последовательно помогает ему с целью поощрения ответной реакции ученика.

Навыки, которым можно обучать
с помощью NET, очень широки, это:
- коммуникативные
- речевые
- игровые
- ряд академических.
В докладе будут представлены видеопримеры и разбор видео.
6 мая 2020, среда
Autism Research Institute, Administrative Director of Communications and Online Learning
Руководитель команды разработки
и внедрения системы автоматизации сбора и анализа данных поведения АутизмТек
Учитель ресурсной комнаты ГБОУ Школа 1465
Behavior Matters LLC, Clinical Director
Руководства
по поведенческой
коррекции
13:00 – 14:00
Angela Mouzakitis
Ph.D, BCBA-D, LBA,

США
Professor, St. John's University
Behavior Analysis VCS
School Psychology Grad Programs

Behavior support guidelines
12:00–13:00
Agnieszka Wroczyńska
MD, PhD,
Польша
Принципы доказательной медицины и лечение РАС: преимущества и заблуждения
Доказательная медицинская диагностика при аутизме: разработка алгоритма клинической практики
13:00–14:30
Наталия
Устинова
, д.м.н.,
Россия
Уникальность аутизма
в постгеномную эру
Mari Michelson Kerman, MD,
Израиль
В докладе обсуждаются проблемы критической оценки принципов и процедур доказательной медицины в отношении лечения расстройств аутистического спектра. Базовые принципы доказательной медицины остаются научной основой развития эффективных вмешательств при РАС, при этом внимательное отношение к дизайну и деталям исследований позволит избежать многих ошибок и заблуждений в клинической практике.

В настоящее время некоторые укоренившиеся ложные представления о «доказательности» того или иного подхода значительно ограничивают возможности предоставления необходимого объема медицинской помощи детям с РАС.В выступлении рассматриваются клинические
и патогенетические аспектыРАС, не позволяющие полностью формализовать терапевтический процесс.

Указывается на некорректный характер ряда критических замечаний в отношении подходов, не прошедших процедуру «доказательных исследований». В то же время, в выступлении подчеркивается практическая значимость клинических исследований для выбора оптимальных терапевтических решений. В рамках обсуждаемой проблемы будут приведены варианты непротиворечивых и взаимодополняющих взаимодействий доказательного и клинического подходов.

Evidence-based medical diagnostics in autism: developing a clinical practice algorithm
Существующие в настоящее время клинические руководства, фокусирующиеся на поведенческих вмешательствах и рекомендующие междисциплинарный подход в отношении аутизма и сопутствующих заболеваний недостаточны и не учитывают медицинские потребности многих людей с аутизмом.

В своем выступлении основное внимание доктор Врочыньска уделит выявлению лежащих в основе или сопутствующих заболеваний при РАС; обсуждению возможных нетипичных поведенческих проявлений заболеваний у пациентов с ограниченными или минимальными коммуникативными навыками, а также рассмотрению рисков диагностического затемнения.

Будет представлена концепция исследовательского диагностического алгоритма для улучшения скрининга и выявления сопутствующих заболеваний при аутизме.

Являясь частью группы Neurodeveloplental Disorders ( NDD), и имея много общего в нейробиологии с другими NDD, аутизм уникален и занимает особое место.

Благодаря новым молекулярным технологиям, мы можем отличить аутизм от других NDD, в частности
от шизофрении, не только четкими клинико-диагностическими критериями, но и обнаружить биологические и молекулярные отличия.
8 мая 2020, пятница
Руководитель отдела социальной педиатрии и организации мультидисциплинарного сопровождения НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН,
НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой

Board certified internal medicine specialist, academic teacher at Medical University of Gdansk, a member of Polish Institute of Evidence Based Medicine
Клинический преподаватель кафедры педиатрии Тель-Авивского университета, Член комиссии аттестационной коллегии клинической генетики Израиля
15:30–16:30
Новый подход к диагностике
и коррекции РАС. Взгляд невролога
14:30 – 15:30
содокладчик Марина Алексеева

Создание комплексных медико-психолого-педагогических программ реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, включая расстройства аутистического спектра (РАС), является актуальным вызовом современности.

Целью пилотного проекта явилось изучение причин и механизмов развития расстройств аутистического спектра (РАС), выявление новых маркеров, их субтипирование, а также отработка межведомственного взаимодействия при оказании помощи данной категории детей.

Ольга
Сафоничева, д.м.н.,
Россия
Профессор кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Института Клинической МедициныПервый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет Наук о Жизни) EPMA, FENS
12:00–13:00
Александр Полетаев,
д.м.н,
Россия
Неинвазивная стимуляция центральной и вегетативной нервной системы при РАС – традиционные методики и новые подходы. Проблемы научного подтверждения эмпирических данных ТКМП и рТМС
Аутизм и другие врожденные негенетические нарушения развития: СДВГ, задержки речевого развития и др. Как они возникают?
Как их избежать?
Вопрос о степени нарушений,
спецификаторах и сопутствующей
патологии при РАС
13:00–14:00
14:00 – 15:00
Kerim M. Munir MD, MPH, DSc,
США
Игорь Ефимов, Россия
Влияние молока
на аутизм
15:00 – 15:30
1. Обзор методик нейромодуляции применяемых при РАС и дефициты-мишени.

2. Суть индивидуализации протоколов и адаптация их к поликаузуальным. заболеваниям.

3. Эмпирический подход и конфликт с Доказательной Медициной – эффективность против наукообразности.

4. Отчет по результатам.

5. Перспективы.
Классический детский аутизм, впервые описанный Г.Е.Сухаревой (1925) и, позднее, Л.Каннером (1943) и Г.Аспергером (1944), не относится к генетическим заболеваниям. Частота его выросла в десятки раз за последние полвека. Причинами аутизма или родственным нарушениям, типа СДВГ, задержки речевого развития и др. являются не дефекты генома, а многие негативные влияния среды на развивающийся плод. Эти влияния всегда оказываются опосредованы организмом матери. В частности стойкими характерными изменения в деятельности иммунной системы женщины.

В зависимости от условий, изменения, индуцируемые у матери и плода могут различаться по ряду маркерных признаков, выявляемых с помощью объективных лабораторных методов. В таких случаях они могут вести к разным вариантам аутизма (РАС) или родственным нарушениям. В зависимости о клинико-лабораторных особенностей (например, имеются ли сенсорные нарушения? когнитивные нарушения? и т.п.) ребенок может нуждаться в индивидуальном подходе с применением медикаментозной и/или немедикаментозной коррекции.

Важно, что в большинстве случаев изменения в организме женщин, создающие риски для нарушений развития плода, формируются за месяцы или годы до наступления беременности. Своевременное выявление (до планируемой беременности) и адекватная коррекция таких нарушений дают возможность резко снизить риски рождения детей с врожденными неврологическими и соматическими нарушениями.
В действующих руководствах об определении нарушений интеллекта и интеллектуального развития подчеркивается необходимость использования оценки как когнитивного, так и адаптивного функционирования. В недавней работе над Жиронской декларацией о пограничном интеллектуальном функционировании, опубликованной в Lancet Psychiatry, подчеркивается необходимость более детального изучения этой малоисследованной группы. По данным самых последних широкоохватных исследований, проведенных Центрами по контролю за заболеваниями в Соединенных Штатах, у 38% детей с РАС наблюдается сопутствующие нарушений интеллекта и интеллектуального развития, у 24% детей с РАС имеется сопутствующее пограничное интеллектуальное функционирование в диапазоне IQ 71–85, оставшиеся 38% продемонстрировали показатели IQ, превышающие 85, что считается средним или выше среднего значением. Среди людей с РАС, имеющих сопутствующие нарушения интеллекта и интеллектуального развития, выше доля женщин с заметными вариациями в степени сопутствующей патологии между РАС и нарушения интеллекта и интеллектуального развития по географическому признаку. Это, в свою очередь, находит отражение в различиях в состоянии здоровья и образовании, влияющих на диагностику и лечение. Коморбидность с нарушениями интеллекта и интеллектуального развития часто ухудшает тяжесть РАС. Тем не менее, частота случаев РАС без одновременного увеличения с нарушениями интеллекта и интеллектуального развития возрастает, при этом распространенность РАС наиболее высока в штатах с большим процентом детей без нарушенияй интеллекта и интеллектуального развития.
Некоторые пептиды, такие как бета-казеин А1 и глютен могут усугублять тяжесть течения РАС. Поэтому значению в коррекции питания при аутизм, уделяется большое внимание. Многочисленные исследования подтвердили, что при переваривании обычного коровьего молока образуется опиоидный пептид БКМ-7.
Он проникает в кровь и вызывает нарушение работы иммунной и нервной систем. В ходе исследований было выявлено , что содержание БКМ-7 в крови было значительно выше у детей с аутизмом,
по сравнению с детьми не имеющих РАС .

Данные российского исследования показали, что у детей с синдромом Аспергера уровень БКМ-7 был выше, чем у здоровых детей, а у детей с синдромом Каннера – выше, чем у детей с синдромом Аспергера.
Это исследование также
продемонстрировало, что у детей, страдающих аутизмом, уровень БКМ-7 в моче значительно выше, чем у здоровых детей, а степень тяжести симптомов аутизма зависела от концентрации БКМ-7 в моче.
В другом исследовании было установлено, что употребление разных видов молока у детей с аутизмом, влияло на уровень БКМ-7. При употреблении молока
А1, уровень казоморфинов превышал норму в десять раз по сравнению с
показателями после переваривания молока А2 . На основании проведенных клинических исследований можно утверждать, что
отказ от обычного молока, содержащего бета-казеин А1, приводит к улучшению эмоционального состояния
и здоровья детей с аутизмом.
Question of Severity, Specifiers and Comorbidity in Autism Spectrum Disorders
12 мая 2020, вторник
Олег
Ольшанский,
Россия
Олег Фирсенков, Россия
Главный врач клиники, врач-невролог, психиатр, врач функциональной неврологии, организатор здравоохранения.
Врач – невролог, мануальный терапевт, врач функциональной диагностики, врач ультра-звуковой диагностики и заместитель главного врача
Клиника "Доктрина" группы клиник "Прогноз"
Boston Children's Hospital, Harvard Medical School Developmental Medicine Center
Татьяна Гуторова,
Россия
Врач-педиатр, детский эндокринолог, медицинский советник Российской компании ООО Молочные продукты А2
Профессор-иммунолог
Врач-психиатр
13 мая 2020, среда. Мастер-класс. Прямой эфир
Ирина
Кулешова,
Россия
Полина
Богорад,
Россия
Магистр специального образования, дефектолог, специалист по прикладному поведенческому анализу, куратор ресурсных классов

Универсальный дизайн
в образовании:
от коридора
до тетради
Универсальный дизайн в образовании должен касаться всех областей: и среды, и образовательных технологий, процессов, методов, приёмов, и материалов. Всё звенья становятся эффективными, когда собраны в единую цепь. Здание, помещения, коридоры и рекреации, кабинеты и учебные классы, общие помещения: библиотеки, спортивные залы, столовые, туалеты, гардеробы, индивидуальные и подгрупповые зоны, сенсорные пространства - все должно подчиняться принципам универсального дизайна. Соблюдение всех принципов в организации среды это только первый шаг на пути к универсальное дизайну в образовании. Образовательная среда, все участники процесса, технологии, методы и подходы в сочетании с дидактический материалом дадут возможность повысить эффективность всех инклюзивных процессов.
Краткое описание проблемы
В контексте обучения учащихся с ОВЗ концепция универсального дизайна часто уходит в сторону "доступного образования" или же в направлении дифференциации. В России инклюзивное образование делает первые шаги, но уже сейчас очень остро встают вопросы о том, как в образовании учесть каждого участника процесса, не группу, не нозологию, а каждого: учителя, родителя, ученика и так далее. Универсальный дизайн, включающий учебную среду, процесс и материалы, может дать множество ответов на вызовы инклюзии
в образовании.
Дефектолог с 20-тилетним опытом работы с детьми с РАС Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
Что узнают слушатели?

- Структуру образовательного дизайна

- Основные принципы универсального дизайна в образовании

- Технические возможности каждого из помещений в образовательном учреждении

- Универсальные технологии, методы и приемы

- Основные принципы подбора и создания дидактический материалов
Ведущие мастер-класса:
Что узнают слушатели?
- Структуру образовательного дизайна

- Основные принципы универсального дизайна в образовании

- Технические возможности каждого из помещений в образовательном учреждении

- Универсальные технологии, методы и приемы

- Основные принципы подбора и создания дидактический материалов
12:00–14:00
13:30–14:30
Brian K. Lee,
США
Как аутизм меняет мозг?
Факторы экологического риска и аутизм: обновление
Среда и гены
в сложных
заболеваниях человека
14:30–16:00
16:00–17:30
Филипп
Хайтович,
Россия
Андрей
Ржецкий, PhD,
США
Я расскажу про наши собственные исследования очень больших массивов данных, собранных в США, Дании и Швеции, связывающие загрязнение воздуха с заболеваниями мозга.

Я также попытаюсь представить наши результаты в контексте экспериментальных и клинических открытий, опубликованных в мировой научной литературе.

Environmental risk factors and autism: an update
1) почему аутизм не просто генетическое состояние.

2) каково текущее состояние доказательной базы гипотезы о том, что фактором риска является окружающая среда (то есть то, что мы знаем).

3) чего мы не знаем (и что нужно сделать, чтобы решить эту проблему).
Будет представлен анализ того, как мозг изменяется при аутизме на уровнях активности генов, метаболизма и структуры мембран.

14 мая 2020, четверг
Вычислительный биолог, профессор медицины и генетики человека
в Чикагском университете
Профессор Сколковского института науки
и технологий Сколтех
Research fellow at A.J. Drexel Autism Institute
12:00–13:00
Tracy D. Guiou,
PhD, BCBA-D,
США
Фронтальный урок для ученика с РАС
Социальные навыки: почему они так важны?
Пять эффективных стратегий формирования и развития навыков понимания речи
у ребёнка. Выбор оптимальной
стратегии для работы
14:30–15:00
13:00–14:30
Евгения Князева,
Россия
Юлия Преснякова,
Россия
Формат получения знаний в школе зависит от многих факторов. Получение знаний в рамках фронтального урока требует развития множества предварительных навыков у учеников с РАС.

Что и как необходимо сформировать?

Какие существуют препятствия и как их преодолеть?

Как построить урок так чтобы можно было оценить знания учеников в рамках общего урока?

Техники быстрых ответов для группы учеников с разным уровнем развития
вербальной речи.
Social Skills: why they are so important?
Одним из значимых областей работы с детьми с РАС при применении
прикладного анализа поведения является область, связанная с развитием
навыков понимания речи (навыков слушателя). Достаточно часто специалисты
сталкиваются с проблемами в формировании данных навыков, много времени
занимает нахождение и выбор наиболее оптимальной и эффективной стратегии
работы в данной направлении для каждого конкретного ребенка. В своем докладе
я представлю пять эффективных стратегий по формированию навыков понимания
речи, сравнительную эффективность этих процедур в рамках их применения на
одном кейсе.
При расстройствах аутистического спектра характерны отличия и сложности в построении социальных связей. В лекции будет представлено, как лучше понимать слабость в социальных отношениях, присутствующую вследствие РАС, какие важные навыки следует рассмотреть в качестве целей обучения. Лекция позволит узнать некоторые конкретные стратегии обучения социальным навыкам, включая сверстнико-опосредованное вмешательство (СОВА), и понять, как генерализовать эти навыки, перенести из учебной ситуации в каждодневную, с целью развития более значимых социальных взаимоотношений.
16 мая 2020, суббота
Licensed Psychologist and a Behavior Analyst
Успокоение: роль нервной системы и регуляция эмоций
в успешном взаимодействии
для людей с РАС
Amanda Tami,
MA, BCBA, LBA, LPC,
США

Многолетние исследования подтверждают то, что родители и близко контактирующие с людьми с расстройствами аутистического спектра, уже давно знали – многие люди с РАС испытывают трудности с регуляцией эмоций. Исследования все чаще предполагают, что различия в работе нервной системы у людей с аутизмом могут способствовать различиям в регуляции их эмоциональных систем, что, в свою очередь, снижает способность поддерживать их физиологическое чувство безопасности. Дополнительный стресс от всепроникающих сенсорных, социальных и непредсказуемых стимулов, которые люди с аутизмом могут испытывать в своей повседневной жизни, с большой вероятностью будет вызывать гиперчувствительную выживательную реакцию (модель «бей-беги-замри»). Аманда Тами исследует, как эта выживательная гиперреакция влияет на обучение и поведение. На основе научно-обоснованных практик по регулированию эмоций у людей с аутизмом доктор Тами вырабатывает стратегии, помогающие клиентам поддерживать регуляцию нервной системы, тем самым снижая трудности в их поведении и повышая способности к обучению.
15:00–16:00
Специалист по прикладному анализу поведения, дефектолог, центр Яркий Мир АВА
Поведенческий аналитик, дефектолог,
координатор инклюзии школы 1465,
консультант Центра проблем аутизма,руководитель АВА-центра Верное Решение
Psychotherapist and Behavioral Consultant EMDR Certified
The Johnson Center for Child Health and Development
Calming Down: The Role of the Nervous System and Emotion Regulation in Successful Intervention for Individuals with Autism Spectrum Disorders
14:30–15:00
Валентина Минакова,
Россия
Формирование коммуникативных навыков у невербальных детей в формате АВА-детского сада, с помощью методики PECS
Снижение ошибок при правописании глухих и звонких согласных методом уменьшения визуальной подсказки
Совместный контроль и его роль в выборе откликов
на просьбы
(вербальное поведение)
15:00–15:30
15:30–16:30
Dr. Joyce С. Tu, Ed.D., BCBA-D,
США

Компенсация
моторных навыков
в коммуникации при аутизме
16:30–17:30
Elizabeth Vosseler, M.A.,
США
1. Проблематичное поведение детей как результат отсутствия важнейших коммуникативных
навыков.

2. Построение коммуникативной работы в формате АВА-детского сада.

3. План коммуникативного урока – из чего он состоит.

4. Примеры работы с детьми по формированию коммуникативных навыков с помощью PECS.

5. Компетенции персонала – как найти и воспитать тьюторов АВА-сада.
С помощью визуальных подсказок и в процессе их уменьшения мы обучаем наших учеников правильно писать слова, в конце которых согласная глухая или звонкая.

Например, диктуя слово «дуб» мы намеренно произносим на конце [п] как типовое произношение. При этом на рабочем столе демонстриуется карточка с написанным словом «дуб». По мере обучения происходит уменьшение подсказки – через постепенное «исчезновение» букв («.уб», затем «..б» до полного исчезновения).

Следующим этапом служит обучение использованию проверочных слов («дуб» - «дубы»). Это выступает подготовительным этапом к более усложненным задачам, когда глухие и звонкие возникают как неопределенность в середине слова или в многослоговых словах.

В основе данной методики лежит исследование поведенческих аналитиков из Канзасского университета по работе с беглыми и соединительными гласными в англоязычных словах с аутичными учениками «Усиление различения гласных с использованием сконструированного правописания». При адаптации методики для русскоязычных детей также используется метод «глобального чтения».
Джек Майкл (1985) использовал термин «ответы с управляемым выбором» для описания такого типа ответа слушающего, который обычно называется «рецептивный язык». В ответах с управляемым выбором человеку показывают набор стимулов (объектов или картинок), и просят указать или коснуться конкретного объекта из набора.

В этой презентации мы рассмотрим происхождение ответов с управляемым выбором, изучим несколько поведенческих объяснений этого явления, обсудим некоторые возможные проблемы с этими объяснениями, предложим совместный контроль как альтернативное объяснение, обсудим исследования совместного контроля, продемонстрируем процедуры совместного контроля при обучении ответам с управляемым выбором и некоторые новые направления в совместных контрольных исследованиях, в том числе исследования в области генеративного ответа.

Опыт докладчика – работа с 1995 года с людьми со сложными коммуникативными и cенсорно-моторными различиями в качестве логопеда и преподавателя. В 2013 году она начала использовать вспомогательные технологии для обучения целенаправленным моторным навыкам письма по буквам - Spell to Communicate (S2C). Совершенствование не столько познавательных, сколько моторных функций сыграло огромную роль в улучшении коммуникации невербальных пациентов.

Существует множество исследований, документирующих сенсорно-моторные различия у людей с РАС. Отсутствие моторного контроля, сенсорно-моторных различий и трудности с моторным планированием влияют на общение и обучение. В этом докладе будет рассмотрено, как обучение целенаправленным моторным навыкам способствует коммуникации и обучению.
Considerations of Motor on Communication in Autism
The Role of Joint Control in Manded Selection Responses and Generative Responding
18 мая 2020, понедельник
Ольга Попова,
Россия
Клинический психолог, поведенческий специалист,
Директор АНО Инклюзивный центр Моя Планета
г. Москва и г. Сочи
Руководитель проекта
Инклюзивный наблюдатель, Центр проблем аутизма
Vice president of the Аutism services for Easterseals of Southern California, Vice president of the B. F. Skinner Foundation; the founder and director for Center for Behavioral Sciences, Inc. and ABA Unlimited, Inc.
Speech-language pathologist, Director of Growing Kids Therapy Center (GKTC) in Herndon, Virginia, Executive Director of the nonprofit organization, I-ASC, the International Association for Spelling as Communication
17:30 – 18:30
Акустическая нейромодуляция: новый метод лечения ключевых симптомов РАС.
Опыт клиник США и РФ
докладчик 1
1. Медико-биологические механизмы воздействия.

2. Воздействие на спектр симптомов и патологий – РАС и сопутствующие заболевания.

3. Многоцентровое исследование по применению при РАС (США).

4. Исследование по РАС и взгляд практикующего врача – Ефимов И.О., «Доктрина», Российская Федерация

5. Резюме.

Наталья
Изварина, к.х.н., Россия
Нейрофизиолог, научный и технический консультант компании Biosensor, Inc.
Игорь Ефимов, Россия
Врач-невролог, психиатр, врач функциональной неврологии, организатор здравоохранения.
Главный врач клиники Доктрина группы клиник Прогноз
докладчик 2
12:00–13:00
Лилия Иванова, Россия
Преимущества занятий тхэквондо для людей с РАС
Роль вегетативной нервной системы в заболеваниях психоневрологического профиля. Методы объективизации вегетативных нарушений и их коррекция
Преодоление аутизма через физкультуру
13:00–14:00
14:00–15:00
David Geslak,
США
Benjamin Evans,
Новая Зеландия
Методика обучения фигурному катанию
на коньках как средство абилитации детей
с РАС
15:00–15:30
Анита Шакирова,
Россия
The benefits of Taekwon-Do for ASD
В своем докладе обладатель черного пояса по тхэквондо и президент Международной ассоциации адаптивного тхэквондо расскажет о том, как на протяжении 14 лет развивает экспериментальную методику преподавания Тхэквондо для своих воспитанников с РАС в Новой Зеландии. Бен поделится пятью историями успешного освоения программы ребятами разного уровня аутистического спектра.

Существует мнение, что занятия контактными видами спорта могут провоцировать агрессивное поведение у людей с РАС. Однако, многолетний опыт Бена Эванса доказывает, что грамотная методика преподавания тхэквондо не только способствует улучшению здоровья воспитанников, но и, по свидетельствам родителей ребят, в целом приводит к позитивным изменениям в поведении и самочувствии вне зависимости от тяжести симптоматики аутизма.

Ассоциация «особого» тхэквондо Бена Эванса помогает представителям более чем 25 стран обучаться тхэквондо безопасно и успешно. Эванс помогает всем инструкторам по тхэквондо по всему миру добиться успеха в тренировке особых спортсменов и лучше понять безопасные методы тренировок с использованием методик обучения, соответствующих аутистическим потребностям.
В последние десятилетия активно растет уровень заболеваемости психоневрологическими расстройствами и данный факт не может не привлекать внимания ученых и врачей.

Рассматривают влияние генетических факторов на развитие данных заболеваний, влияние наследственности, национальной принадлежности и других факторов, но по необъяснимой причине все меньше уделяется внимание структуре человеческого организма, поддерживающей гомеостаз и базовую функцию жизнедеятельности организма в целом - вегетативной нервной системе.

Используя данные неврологов, физиологов и психиатров последнего столетия мы попытались показать прямую зависимость развития того или иного заболевания психоневрологического профиля от реактивности вегетативной нервной системы.
Две вещи, которые мы точно знаем об аутизме: люди с аутизмом учатся по-разному, а это сообщество всегда ищет ответы. И одна вещь, которая становится ясной, - физические упражнения могут помочь многим людям с аутизмом, возможно, даже большинству.

С учетом того, что целенаправленные исследовательские усилия, доказывающие, что физические упражнения могут оказать положительное влияние на аутизм, удивительно, что физические упражнения все еще не принимаются профессионалами, родителями и даже школами. Использование основанных на доказательных данных стратегий для обучения упражнениям может статью частью повседневной жизни человека. Упражнения не только формируют здоровую привычку на протяжении всей жизни, но также показывают повышение уверенности, улучшение концентрации внимания и поведения при выполнении задач и уменьшение общих симптомов, характерных для аутизма. Исследование 2017 года показало, что всего 10 минут упражнений низкой интенсивности могут снизить стереотипное поведение. Результаты говорят сами за себя, и они говорят громким, ясным голосом; упражнения создают изменяющие жизнь возможности для людей с РАС
20 мая 2020, среда
President of Special Needs Taekwon-do International (SNTI)
Содокладчики:
Cотрудник кафедры клинической физиологии
и нелекарственных методов терапии ФПК МР РУДН, сотрудник ФГБНУ Национальный НИИ общественного здоровья им.Н.А. Семашко, директор по развитию ООО Лаборатория практической психофизиологии БИОКОР
Елена Бахтина, Россия
Врач-невролог, фармацевтическая
компания-производитель ПРОФИТ-ФАРМ
Галина Татаринцева, Россия
Certified Health Fitness Specialist and a Certified Strength and Conditioning Specialist from the National Strength and Conditioning Association. Autism, and the former Board Treasurer for the Autism Society of Illinois
К.м.с. по фигурному катанию, создатель, методист и главный тренер первой в России Инклюзивной секции адаптивного фигурного катаниядля детей с диагнозом аутизм и другими ментальными нарушениями Хрустальные пазлы
Фигурное катание — сложнокоординационный вид спорта, развивающий такие психические и физические качества как внимание, самоконтроль, скорость, сила, дефицит которых наблюдается у детей с расстройствами аутистического спектра. Методическая организация обучения фигурному катанию на коньках детей с особенностями развития подразумевает:

— развитие имитационных способностей;
— стимулирование к выполнению инструкций;
— формирование навыков произвольной организации движений;
— развитие коммуникативных функций;
— коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата;
— коррекцию и компенсацию психомоторики;
— коррекцию и развитие общей моторики;
— мотивацию к спортивной деятельности;

В докладе будут представлены основные тезисы и особенности методики обучения фигурному катанию детей с аутизмом, с включением принципов прикладного анализа поведения, альтернативной коммуникации, поощрения мотивации и дополнительной визуальной поддержки. Это результат четырехлетнего исследования детей с расстройством аутистического спектра в возрасте от 4 до 18 лет, регулярно занимающихся фигурным катанием, успешно апробированная в течение двух лет на базе первой в России Инклюзивной секции адаптивного фигурного катания для детей с диагнозом аутизм и другими ментальными нарушениями «Хрустальные пазлы».

РУДН, факультет повышения квалификации медицинских работников, кафедра клинической физиологии и нелекарственных методов терапии.
Challenging Autism with Exercise
Вячеслав Дубынин,
д.б.н,
Россия
Системы вознаграждения мозга как опора для поведенческой терапии
Обучение социальным компетенциям: вербальные и невербальные навыки
12:30–14:00
14:00–16:00
Dr Joyce С. Tu, Ed.D., BCBA-D,
США
Инклюзивный наблюдатель: опыт методического сопровождения
инклюзивных образовательных площадок
16:00–16:30
Надежда Бурлака,
Россия
Лекция посвящена характеристике конкретных мозговых структур и нейромедиаторов, обеспечивающих функционирование систем вознаграждения (положительного и отрицательного подкрепления). На примере нормы и ряда отклонений (синдромов) рассматривается участие дофамина, норадреналина, серотонина, некоторых других соединений в обучении и формировании навыков, адаптации нервной системы к окружающей (в том числе, социальной) среде.

Особое внимание уделяется специфике функционирования амигдалы, прилежащего ядра (n. accumbens), поясной извилины, островковой и префронтальной коры. На основе данных, получаемых современной наукой при помощи фМРТ, ЭЭГ, других нейрофизиологических методов, путем молекулярно-генетических технологий, анализируется вклад в процессы поведенческой терапии приемов, опирающихся как на генерацию позитивных эмоций, так и на контролируемые педагогом и родителем негативные эмоциональные переживания ребенка.
Teaching Social Verbal and Non-Verbal Skills to Individuals Diagnosed with Autism
Многие люди с диагнозом аутизм имеют нарушения в использовании нескольких невербальных видах поведения, как взгляд «глаза в глаза», выражение лица, осанка тела и жесты для регулирования социальных взаимодействий. Эти недостатки могут приводить к неспособности развивать отношения со сверстниками, соответствующие уровню развития; или могут затруднять спонтанное стремление делиться радостью, интересами или достижениями с другими людьми.

Таким образом, начальной и конечной целью АBА-терапии должнобыть эффективное программирование для социальных взаимодействий. В этой презентации мы сначала определим социальные навыки и классифицируем их в социальное вербальное и невербальное поведение.

Затем мы обсудим преимущества и недостатки различных методов обучения этим навыкам, таких как групповая работа, социальные истории, заочное обучение и видео моделирование. Вторая часть презентации будет посвящена преподаванию социального вербального поведения, такого как расширение такта и аутоклитов.
Специалисты Центра проблем аутизма много лет помогают школам, НКО и родительским инициативным группам проводить работу по внедрению модели образовательной инклюзии «ресурсный класс» и ведению данной работы в школе. Среди адресатов этой поддержки школы не только Москвы, но и ряда других городов России. В результате этой огромной практики Центр проблем аутизма накопил значительный опыт комплексной супервизии инклюзивных площадок, проанализировал его данные и сформировал отдельное направление в своей работе.

В настоящее время сформирован Проект «Инклюзивный наблюдатель», в рамках которого по запросу школ, НКО, родительских групп, ресурсно-тьюторских служб можно получить комплексный пакет организационного и методического сопровождения. Подобный пакет решений может стать основой для модели системной организационно- методической поддержки инклюзивной практики в школах России и реформирования существующих на сегодня малоэффективных служб методического сопровождения образовательных учреждений. Ведущий куратор направления «Инклюзивный наблюдатель» представит ряд результатов и рисков, выявленных в процессе супервизирования ресурсных классов.

22 мая 2020, пятница
Профессор кафедры физиологи и человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга
Vice president of the Аutism services for Easterseals of Southern California, Vice president of the B. F. Skinner Foundation; the founder and director for Center for Behavioral Sciences, Inc. and ABA Unlimited, Inc.
Куратор ресурсных классов в проекте Инклюзивный наблюдатель Центра проблем аутизма
Семинар
16:30–17:30
Построение сервисов для людей с РАС в сельских районах


David Nicholas, PhD, RSW,
Канада
Professor of the Faculty of Social Work
at the University of Calgary
Семьи, воспитывающие детей с аутизмом в сельских и отдаленных поселениях, говорят, что очень сложно получить доступ к скрининговым исследованиям, диагностике и терапии для детей с молодых людей с аутизмом. Существуют такие проблемы как недостаток знаний об аутизме у местных поставщиков услуг, необходимость преодолевать большие расстояния до терапевтических центров, высокая стоимость услуг, нехватка обученных специалистов. Представленная информация будет отражать исследования, проводимые в северных и сельских регионах Канады. Будут предложены практические рекомендации по практикам, программам и развитию сообществ.
Building Autism Services in Rural Regions
17:30–18:30
Jason C. Vladescu, Ph.D., BCBA-D, NCSP,
США
Безопасность ребенка и предотвращение травм


Associate Professor, Department of Applied Behavior Analysis
Clinical Supervisor, Center for Autism and Applied Behavior Analysis
Caldwell University
Случайный травматизм – основная причина смертности детей раннего возраста. Хотя причины могут быть различны, часть этих случаев - результат контакта с опасными стимулами. В связи с этим предпринимаются усилия по оценке способов обучения детей правильной реакции в случае столкновения с опасностью. Мы обсудим важность обучения детей навыкам поведения в случае опасности и способы оценки этих навыков, затем рассмотрим последние исследования в этой области. Будут представлены стратегии выработки различительной реакции в случае опасности, работы над ее генерализацией и повышения оперативности этой реакции. За основу рекомендуемых практик взяты последние наработки ученых.
Increasing Child Safety and Injury Prevention


23 мая 2020, суббота. Дискуссия. Прямой эфир
Ребенок с РАС
– пациент психиатра
или ученик педагога?
В рамках дискуссионной панели мы
предлагаем обсудить следующие вопросы:


- Какие Клинические рекомендации изменят поведение районного психиатра?

- Врач-психиатр: с него начинаем или им заканчиваем?

- Кто решает, как лечить человека с РАС: психиатр или не только он?

- Что должен понимать психиатр в обучении ребенка с РАС?

- Психиатр и педагог: дружба или конфликт?

- Клинические рекомендации: мировая наука или отечественная школа?

- Маршрут ученика с РАС: должно ли образование «слушать» психиатра?

- Должен ли школу волновать диагноз?

- Психиатр и ПМПК: синергия или противоречия?

Дискуссионная панель. Условия участия.
Всероссийская организация
родителей детей-инвалидов
(ВОРДИ) при участии
АНО «Центр проблем аутизма».


Начало 12:00
Программа мастер-класса

«Неинвазивная Нейромодуляция при РАС – традиционные методики и новые подходы»

1. Что корректно называть нейромодуляций, а что стимуляцией? Тупики
терминологии.
2. Обзор методик нейромодуляции: tDCS, tACS, rTMS, tVNS, ANM и др.
3. Обсуждение и демонстрация вспомогательного софта – Soterix, Нейрософт и т.д.
4. Индивидуальные протоколы. Персонализация. Опыт 100 000 процедур (11200
процедур только(!) ТКМП/tDCS только(!) за 2019 год только(!) в клинике
«Доктрина»)
5. Демонстрация возможностей новейшего оборудования по 3 методикам
(производители США, РФ).
К дискуссии приглашаются врачи-психиатры, представители родительских НКО, представители авторских коллективов Клинических рекомендаций, журналисты.

Модератор дискуссии: Елена Клочко, Председатель Совета ВОРДИ, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ


Дискуссия с участием экспертов пройдет в студии прямого эфира 23 мая 2020 года с трансляцией в сети Интернет.


Начало в 12.00

24 мая 2020, Воскресенье. Дискуссия. Прямой эфир
Прикладной анализ поведения:
чужие здесь не ходят
В рамках работы Круглого стола мы хотим уделить основное внимание факторам, поддерживающим эти препятствия. Мы попытаемся проанализировать причины, по которым подход к коррекции РАС в России настолько отличается от такового в США, Израиле, Канаде и тп. Нам бы хотелось в ходе обсуждения также исправить некоторые распространенные в России заблуждения относительно прикладного анализа поведения и его мнимого противоречия ряду отечественных классиков коррекционной педагогики.

Дискуссионная панель. Условия участия.
Организаторы Дискуссионной панели –
Российская Ассоциация специалистов прикладного анализа поведения RusABA
и АНО «Центр проблем аутизма».





Программа мастер-класса

«Неинвазивная Нейромодуляция при РАС – традиционные методики и новые подходы»

1. Что корректно называть нейромодуляций, а что стимуляцией? Тупики
терминологии.
2. Обзор методик нейромодуляции: tDCS, tACS, rTMS, tVNS, ANM и др.
3. Обсуждение и демонстрация вспомогательного софта – Soterix, Нейрософт и т.д.
4. Индивидуальные протоколы. Персонализация. Опыт 100 000 процедур (11200
процедур только(!) ТКМП/tDCS только(!) за 2019 год только(!) в клинике
«Доктрина»)
5. Демонстрация возможностей новейшего оборудования по 3 методикам
(производители США, РФ).
Модератор дискуссии -
Мальтинская Наталия, к.м.н., сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА (эксперт АВА), специальный психолог, руководитель новосибирского Центра помощи детям «Диада+1», Новосибирск


К дискуссии приглашаются специалисты прикладного анализа
поведения, дефектологи, специальные педагоги.


Сомодератор Екатерина Мень, президент АНО «Центр проблем аутизма», соавтор адаптации и соорганизатор внедрения первой отечественной инклюзивной модели обучения детей с РАС «Инклюзия 1465». Учредитель и контент-директор ежегодной международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения»

Начало в 12.00
Начало 12:00
Партнеры конференции