Центр проблем аутизма
Аутлетика
Направление посвящено развитию
всех видов физкультурных подходов
к коррекции аутизма: физическая реабилитация, АФК, ЛФК, йога, спорт, танцы, сенсорная интеграция, кинезиотерапия, направленная физическая активность
Обоснование направления
Современные исследования доказали, что занятия физической культурой и спортом имеют положительное влияние как на физическое здоровье детей, так и на развитие его интеллекта и социальную адаптацию. На спортивных занятиях дети не только развиваются физически, но учатся командному взаимодействию, эмпатии, толерантности, уважению, взаимопомощи и взаимовыручке. Это навыки, без которых сложно представить себе успешного современного человека. На этих занятиях они приобретают новых друзей и выстраивают комплексные социальные взаимоотношения.

Это навыки, относящиеся к блоку социальных навыков, в большом дефиците у детей с расстройствами аутистического спектра. И именно этот дефицит является главным барьером для их включения в типичную социальную среду и построения дальнейшего алгоритма своей жизни. Дети с диагнозом РАС отстают от своих сверстников не только по социальным, когнитивным и эмоциональным навыкам. Они обычно хуже развиваются физически. Проблемы низкой двигательной активности, ожирения, моторного отставания характерны для аутистической группы детей. На сегодня исследования доказали, что регулярная физическая активность является одним из самых эффективных способов абилитации и коррекции детей с РАС.

К сожалению, в России недостаточно развита инфраструктура спорта для детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Эти дети в два раза меньше, чем остальные, занимаются в секциях, финансируемых из средств бюджета. Большая часть спортивных секций, которые занимаются с особенными детьми, работает на коммерческой основе, что ограничивает возможность пользоваться



этими услугами семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Но даже секций, работающих на коммерческой основе, очень мало, а информация о возможностях занятий - минимальна.

С 2013 года Центр проблем аутизма системно занимается решением вопроса доступности физической культуры и спорта для лиц с РАС. Впервые в Россию был приглашен эксперт международного уровня по физкультуре при РАС Дэвид Геслак, который с тех пор проводит здесь обучающие семинары и мастер-классы по работе с детьми-аутистами методами физической культуры и спорта, а также супервизирует подготовленных в рамках его образовательных мероприятий, организованных ЦПА, отечественных специалистов. В 2016 году Центром проблем аутизма был организован масштабный круглый стол «С аутизмом к осознанному движению» о роли физкультуры и спорта в реабилитации и социализации людей с расстройством аутичного спектра.

На круглом столе была представлена презентация отдельного направления работы Центра проблем аутизма «Аутлетика» - методическая и организационная деятельность по продвижению доступности специально организованной среды для занятий физкультурой и спортом лиц с РАС. С 2016 года в фейсбуке работает группа «Аутлетика», посвященная всем видам физкультурных подходов к коррекции аутизма: физическая реабилитация, АФК, ЛФК, йога, спорт, танцы, сенсорная интеграция, кинезиотерапия, направленная физическая активность. В ней представляется информация по всем работающим секциям и ресурсам в этой области, а также делается регулярный перевод международных исследований в области физкультуры и спорта при аутизме.
Почему спорт и аутизм?
.
ЦПА. Аутлетика. Физкультура и спорт
  • Наращивается доказательная база терапевтического влияния физических занятий на коррекцию аутизма
  • Наращивается опыт занятий
  • Наращивается массив различных форматов и моделей спортивной работы с людьми с аутизмом
Спорт – мощный терапевтический потенциал в коррекции аутизма


«Двадцать лет назад я вообще не думал о физических упражнениях. Иногда родители спрашивали, могут ли дети с РАС заниматься спортом, и я им отвечал: «Возможно, но при условии, что вы сами - тренеры». Однако теперь появилось осознание того, что аутичные дети могут быть очень успешными в спорте и значительно более включенными в физическую активность. Поэтому сейчас, как невролог, я рекомендую спорт всем.»
Энн Ноймайер, педиатрический невролог и медицинский директор
Центра аутизма Лурье в Массачусетской детской больнице.

Эффекты направления
Преодоление ключевых аутистических барьеров:
Социализация
Когнитивные особенности
Саморугеляция
Кооперабельность / Взаимодействие
Нарушения здоровья
(ожирение, оксидативный стресс, управление дыханием)


Спорт - поле полноценной социальной практики
Задачи программы
Аудит
спортивных клубов и секций
Работа и кооперация
с Федерациями различных видов спорта



Программа подготовки готовых
спортивных специалистов (тренеров,
АФК-педагогов, физруководителей)
работе с детьми-аутистами


Внедрение знаний о роли спорта и особенностях его организации в сферу врачебного неврологического сообщества


Создание сети различных площадок, подготовленных для включения детей и взрослых с аутизмом в активный осознанный спорт


Подготовка учителей физкультуры в обычных школах для работы с учениками с аутизмом на уроках.


Проекты в рамках программы
Занятия йогой
В рамках выездных лагерей и в рамках работы площадки «Такой же другой» (проект по предпрофессиональной подготовке подростков с РАС) реализуется программа занятий йогой – как хорошо исследованной двигательной практикой при аутизме, имеющей доказанные терапевтические эффекты.


Международные эксперты программы
Дэвид Геслак

Сертифицированный специалист по фитнесу,
бывший советник Совета директоров Общества
аутизма в Иллинойсе

Бенджамин Эванс
Президент Международной Организации Тхэквондо
для людей с особыми потребностями (SNTI)
,
региональный директор компании Hawke's Bay ITF в Новой Зеландии (подразделение Международной Федерации Тхэквондо)
Made on
Tilda