Центр проблем аутизма
Инклюзивный Наблюдатель

Сервис по организационному
и поведенческому сопровождению инклюзивных
образовательных
площадок

Проект поддержан:

Фондом президентских грантов (2018)
Благотворительным фондом «ГAЛЧОНОК»
О проекте
В результате многолетней работы Центра проблем аутизма по разработке и внедрению инновативной модели инклюзии учеников с аутизмом и нарушениями нейроразвития на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны (так называемой модели ресурсного класса), эта модель с хорошей скоростью стала распространяться по школам нашей страны. Само понятие ресурсного класса вошло в обычный оборот образовательного пространства и стало использоваться в ряде официальных нормативов РФ.

Особую роль в распространении модели сыграла и продолжает играть программа по подготовке участников процесса внедрения и реализации модели «Включи меня!» -
официальный курс повышения квалификации для специалистов образовательной среды (администраторов, учителей, воспитателей, специальных педагогов, тьторов), разработанный экспертами ЦПА в 2015 году. В рамках этого курса слушатели в значительном академическом объеме, подробно и с практикой узнают все детали модели и все необходимые стороны ее реализации. Однако на этапе внедрения модели на своих непосредственных образовательных площадках, на этапе переноса «теоретической» модели в реалии конкретной школы/ образовательного учреждения, в процессе внедрения методик поведенческого подхода в школьный образовательный процесс у исполнителей возникает ряд предсказуемых трудностей и барьеров – как технического, организационного, так и методического порядка.
«Надо снимать барьеры, учитывая при этом, что особенная работа ресурсной зоны должна стать частью всей школьной работы. Это самое сложное».
Из интервью Екатерины Мень
Зачем и за чем наблюдать?
Представьте себе, что на урок в обычную общеобразовательную школу попадает ребенок с нарушениями развития, например, с аутизмом. И устраивает истерику. Что делать учителю? Вариант, скорее всего, один: отказываться учить ребенка, который мешает своим одноклассникам. У педагога нет инструментов, чтобы наладить коммуникацию в этой ситуации, и, вероятно, он не очень понимает, к кому обратиться за поддержкой. Кто виноват в том, что у ребенка нет возможности учиться вместе со всеми: учителя, родители, администрация школы?

«Мы исходим из того, что виноватых в такой ситуации нет, — отвечает Екатерина Мень. — Инклюзия — дело новое. Если кто-то что-то делает не так, то, скорее всего, он просто не знает, как делать правильно. Мы взяли на себя задачу насыщать знаниями и навыками всех участников процесса — и администрацию школ, и учителей, и родителей».

Ресурсная зона позволяет модифицировать, изменять поддержку в зависимости от прогресса ребенка, его возрастных изменений. Она позволяет постоянно совершенствовать службу поддержки детей с особенностями в том, что касается получения образования.

«Включи меня!» и «Инклюзивный наблюдатель» появились в тот момент, когда инклюзивная модель «ресурсный класс» Центра стала распространяться по российским школам.

Специалисты ЦПА в какой-то момент поняли, что при практическом применении их модели даже компетентные команды, которые прошли обучение по программе «Включи меня!», сталкиваются с трудностями. Эти трудности бывают в основном двух видов.


1. Работа с детьми: организация ресурсной зоны, создание программ для детей и условий для мониторинга их достижений.

2. Коммуникация с внешними по отношению к ресурсной зоне действующими лицами: учителями-предметниками, школьными администраторами, родительским сообществом, региональными департаментами образования.


Если уделять внимание только работе ресурсных зон, инклюзия не будет развиваться. В этом случае будут страдать дети: их загонят в отдельные классы, которые постепенно станут коррекционными. Стирания границы между внедренным новым сообществом и остальной школой не произойдет.

Чтобы избежать кризиса, нужно постоянно выстраивать общение между всеми участниками процесса — учителями, администрацией школы, родителями, департаментами образования. Но для этого нужно знать конкретную школу изнутри, со всеми ее формальными правилами и неформальными отношениями.

В каждой школе нужен сотрудник, который взял бы на себя эту роль, при этом понимая особенности нашей работы. Для этого требуется высокая квалификация, которая нарабатывается гораздо медленнее, чем мы открываем новые ресурсные зоны. Поэтому такие ключевые для инклюзии люди и сами много учатся, и получают от нас помощь и поддержку.

Мы учим родителей не брать на себя чужие роли: не вторгаться в образовательный процесс, не замещать собою исполнительскую команду. Мотивация родителей — одна, мотивация администрации — другая, мотивация исполнителей и педагогов, которые внутри, — третья. Задача „Инклюзивного наблюдателя" — найти поле пересечения этих мотиваций, на которых дальше и строятся отношения и инклюзивное развитие. В инклюзивной школе не скучно, там разнообразно. И там есть возможность опираться именно на те интересы, которые разных людей объединяют.

Как работает «Инклюзивный наблюдатель»?
Кому нужно наблюдение?
Специалисты Центра проблем аутизма много лет помогают выпускникам программы, НКО и родительским инициативным группам проводить работу по внедрению модели образовательной инклюзии и ведению данной работы в школе. Среди адресатов этой поддержки школы не только Москвы, но и ряда других городов (С-Петербург, Альметьевск, Волгоград, Набережные Челны, Волжский, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Владикавказ, Балашиха и др).

В результате этой огромной практики Центр проблем аутизма накопил значительный опыт комплексной супервизии инклюзивных площадок, проанализировал его данные и сформировал отдельное направление в своей работе.

В настоящее время сформирован Проект «Инклюзивный наблюдатель», в рамках которого по запросу школ, НКО, родительских групп, ресурсно-тьюторских служб можно

получить комплексный пакет организационного и
методического сопровождения. Необходимой частью реализации проекта «Инклюзивный наблюдатель» является продолжение развития «ядерной» площадки, положившей начало всем инклюзивным процессам в области аутизма – инклюзивной школы №1465 им. Адмирала Кузнецова г. Москвы. Являясь локомотивом запущенных по стране инклюзивных процессов, основав технологию ресурсного класса, "инклюзия 1465" выступает своего рода лабораторией для выработки инновационных подходов и инкубатором инклюзивных решений.

Подобный пакет решений может стать основой для модели системной организационно- методической поддержки инклюзивной практики в школах России и реформирования существующих на сегодня малоэффективных служб методического сопровождения образовательных учреждений.
Цели проекта
Создание комплексного сервиса
по организационному и методическому сопровождению школ и образовательных учреждений, внедривших модель инклюзии на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны
Создание основы
для выработки
модели
системной организационно-методической поддержки инклюзивной практики в российском образовании, способной составить альтернативу существующим неэффективным институтам организационно-методического сопровождения.
Что предлагает инклюзивный наблюдатель?
Работы в соответствии с этапами реализации модели инклюзии:


Этап I. Стартап и имплементация
Помощь в переговорах
Помощь в переговорах
с образовательным учреждением.
Целевые тренинги
Проведение серии обучающих «целевых» тренингов для координаторов инклюзии (например, обучение использованию ABLLS, обучение основам построения процесса структурированного обучения).
Тренинги для сотрудников
Тренинги для сотрудников ресурсно-тьюторской службы по методикам и процедурам проведения диагностики навыков учеников, необходимой для разработки индивидуальных образовательных планов (ИОПов).
Среда
Консультации по организации структурированной образовательной среды (универсальный дизайн, оборудование, дидактика).
Консультации и поддержка в разработке индивидуальных образовательных планов (ИОП), включая все его части:
  • Транзитный план
  • Аспекты стратегий (план специализированных принципов и подходов, в которых нуждается ученик)
  • Контрольно-измерительные инструменты и порядок тестирования
  • Реестр целей и контрольных показателей
  • Нормативно-правовое обоснование коррекционной и специальной
    абилитационной работы с учеником
  • Поведенческий план
  • Академический план
Консультации по выделению методик
Консультации по выделению методик, приемов и техник обучения для реализации ИОП каждого ученика на основе научно-доказанных образовательных и поведенческих технологий.
Этап II. Реализация и развитие внедренной модели
Редизайн
Консультации по редизайну учебной среды и совершенствование подходов к обучению
Мониторинг
Мониторинг освоения учениками средств альтернативной коммуникации и помощь в восхождении по фазам коммуникации
Очные супервизии в реальной школьной среде по направлениям:
  • Учебные программы, планы, протоколы (создание, коррекция, индивидуализация)
  • Установление процедур
  • Поощрения и подкрепления
  • Установление графика объемов и темпа включения
  • Тестирование и мониторинг образовательных результатов
  • Организация обратной связи/сбор и мониторинг данных
  • Поддержка ИОПов вне школы
  • Дисциплинарная организация
  • Контроль и аккумуляция данных наблюдения
  • Планирование инклюзивных событий
  • Оценка средовых факторов «в поле», профилактика конфликтных идискоммуникативных ситуаций
Дистантные супервизии
Антибуллинг
Консультации по разработке сценариев «уроков толерантности» и внедрению антибуллинговых стратегий
Образование
Тренинги и семинары для регулярных учителей

Юридическая документация
Консультации представителей администрации школ по нормативно-правовому регулированию инклюзивных работ и формированию юридической документации
Инфоподдержка
Помощь в организации информационной поддержки инклюзивных процессов в школе

Самоменеджмент
Тренинги по самоменеджменту для исполнителей инклюзивных процессов
Задачи проекта
Поддержка
Обеспечить поддержку внедренной ЦПА "модели инклюзии №1465", реализуемой в московской общеобразовательной школе №1465 им. адмирала Кузнецова в условиях перехода учеников на новую ступень образования (из детского сада в начальную школу, и из начальной в среднюю) с гарантированным уровнем качества.
Стратегии
Выработать новые организационные и обучающие стратегии для поддержки особых образовательных условий, созданных в «ядерной» школе №1465, с целью как развития данной инклюзивной площадки, так и трансляции этих стратегий в другие школы, работающие по данной модели.
Площадки
Определить площадки, подлежащие супервизии в рамках проекта, на основе имеющихся у ЦПА заявок и по критерию подготовленности команд, внедряющих и исполняющих инклюзию.
План
Разработать план методического сопровождения и мероприятий супервизий для каждой из отобранных площадок, с учетом уровня подготовки исполнителей, этапа реализации инклюзии, количества включаемых учеников, степени инклюзивности ОУ, барьеров, заявленных той или иной площадкой.
Помощь
Оказать системную организационно-методическую поддержку командам инициаторов внедрения модели инклюзии (родители-учителя-тьюторы-администраторы) и комплексную помощь в переносе полученных теоретических знаний о модели в условия реального образовательного учреждения.
Модель
Описать модель организационно-методического сопровождения инклюзивного образования (как в лице учеников с особыми образовательными потребностями, так и в лице педагогов и руководства школ), составляющую альтернативу малофункциональным институтам этой поддержки в нынешней системе образования.
Нормативы
Действия по внесению изменений в ряд документов посредством различных форм взаимодействия с властью и обществом (СМИ, рабочие группы, ведомственные заседания, круглые столы в рамках профильных конференций, доклады в профильном Экспертном совете при Министерстве образования и науки).
Школа №1465 («лаборатория» инклюзивных и методических практик)
НКО и родительские сообщества, выступающие партнерами
География проекта
Адресные группы проекта
Ресурсно-тьюторские службы школ, внедривших модель инклюзии
Администрации школ, внедривших инклюзию
Эксперты и специалисты проекта
Валентина Минакова
Руководитель проекта
Надежда Бурлака
Куратор инклюзивных образовательных площадок
Ася Ефремова
Куратор инклюзивных площадок
Юлия Фокина
Менеджер проекта, психолог проекта
Дарья Малышева
Поведенческий консультант проекта
Анна Камышанская
Юридический консультант проекта
Джилл Янг,
PhD, BCBA-D, США
Международный консультант проекта
Анастасия Семянникова, BCBA, MS
Куратор инклюзивных образовательных площадок