1. Работа с детьми: организация ресурсной зоны, создание программ для детей и условий для мониторинга их достижений.
2. Коммуникация с внешними по отношению к ресурсной зоне действующими лицами: учителями-предметниками, школьными администраторами, родительским сообществом, региональными департаментами образования.
Если уделять внимание только работе ресурсных зон, инклюзия не будет развиваться. В этом случае будут страдать дети: их загонят в отдельные классы, которые постепенно станут коррекционными. Стирания границы между внедренным новым сообществом и остальной школой не произойдет.
Чтобы избежать кризиса, нужно постоянно выстраивать общение между всеми участниками процесса — учителями, администрацией школы, родителями, департаментами образования. Но для этого нужно знать конкретную школу изнутри, со всеми ее формальными правилами и неформальными отношениями.
В каждой школе нужен сотрудник, который взял бы на себя эту роль, при этом понимая особенности нашей работы. Для этого требуется высокая квалификация, которая нарабатывается гораздо медленнее, чем мы открываем новые ресурсные зоны. Поэтому такие ключевые для инклюзии люди и сами много учатся, и получают от нас помощь и поддержку.
Мы учим родителей не брать на себя чужие роли: не вторгаться в образовательный процесс, не замещать собою исполнительскую команду. Мотивация родителей — одна, мотивация администрации — другая, мотивация исполнителей и педагогов, которые внутри, — третья. Задача „Инклюзивного наблюдателя" — найти поле пересечения этих мотиваций, на которых дальше и строятся отношения и инклюзивное развитие. В инклюзивной школе не скучно, там разнообразно. И там есть возможность опираться именно на те интересы, которые разных людей объединяют.