To main content
Центр проблем аутизма
Такой же другой
Модель предпрофессиональной подготовки
и "особой" профориентации подростков с РАС
О проекте
"Такой же другой" – модель перехода учеников с РАС из школы в колледжи, учитывая все сложности аутистических особенностей. Трудовая деятельность и профессиональная самореализация – часть взрослой жизни и право любого человека, в том числе человека с аутизмом. Одинаковые права, но разные потребности – именно этот принцип лежит в основе всех проектов ЦПА. "Такой же другой" – логическое продолжение проекта Инклюзия 1465, модели инклюзии с технологией ресурсной зоны впервые реализованной в России на базе общеобразовательной московской школы №1465.





Вне зависимости от глубины аутизма обучение включает в себя не только освоение необходимых навыков (и создание среды для их успешного освоения), но и работу с мотивацией, и профориентацию, основанную на индивидуальных интересах и возможностях каждого из учеников. Изменение отношения к людям с ментальными особенностями как к релевантным соискателям и выход на рынок труда людей в спектре – это необходимость в современном мире, мыслящем себя как инклюзивный и прогрессивный.
Методики модели имеют научную обоснованность, а также демонстрируют терапевтический эффект для людей с РАС.

"Мы обнаружили, что, если человека с аутизмом поместить в более независимые профессиональные обстоятельства, то достигается заметное улучшение их поведения и совершенствование навыков повседневной жизни в целом".
Джулия Лаундз Тейлор, ведущий автор исследования, посвященного профессиональному обучению и трудоустройству молодых людей с РАС, доцент кафедры педиатрии и специального образования Кеннеди-центра университета Вандербльта
Как и у нейротипичных взрослых, профессиональная деятельность служит механизмом обеспечения когнитивной и социальной стимуляции и повышения благополучия жизни. Поэтому – это право, а не только занятость. Поэтому – "Такой же другой".
Социальная значимость проекта
Мы больше не говорим об аутизме как о редких частных несчастьях. Улучшение диагностики и соответственно рост выявляемости РАС позволил осознать проблему как глобальную, которую необходимо решать на государственном уровне любой из стран. Взросление и взрослая жизнь людей с аутизмом, включающая в том числе трудоустройство, – вызов для всех. Даже в развитых странах эти проблемы не решены.


При этом задача стоит не просто переместить "финансовую иглу", на которой сидит взрослое аутичное население как получатели соцпомощи, из буквально сектора благотворительности в сферу той же благотворительности, только корпоративной. Задача создать условия для убедительного экономического обоснования, выходящего за рамки нескольких приятных абзацев в отчете о социальной ответственности бизнеса. Многие зарубежные компании в этой области уже интуитивно поняли, что




широкомасштабные изменения произойдут не из-за жалости, побуждающей предпринимательский мир создавать "фасадные" опции для аутичных людей, а в результате инновационного развития рынка труда и всех сопутствующих его технологий и методов. К последним относятся и инновационные модели ранней предпроффесиональной и трудовой подготовки, естественным и системным образом введенные в систему дополнительного образования в условиях школьного образования.


Вторая задача, вытекающая из первой, пересмотреть сами программы профессиональной подготовки. То, что сегодня предлагают колледжи, зачастую не соответствует ни времени (например, обучение на устаревшей технике), ни запросам рынка.
Задачи проекта
Инструменты
Инструменты
Создать инструменты диагностики актуальных навыков и определения сильных сторон учеников, на которые можно опереться в профессиональной ориентации и в выработке нужных функциональных навыков.
Студия
Студия
Оборудовать классы основных студий, составляющих ядро предпрофессионального обучения. Построить многопрофильное студийное пространство для трудового, социального, двигательного и бытового обучения.
Выработка базиса
Выработка базиса
Создать условия для выработки базиса по "трудовому поведению" – формирование контрактов, визуального расписания, регламентов рабочего взаимодействия и производственного цикла.
Джоб-тьюторство
Джоб-тьюторство
Сформировать основы для подготовки специалистов по профилю "джоб-тьюторов" – специальных педагогов поддержки на рабочем месте.
Партнерство
Партнерство
Сформировать круг сетевых партнеров проекта, обеспечивающих преемственность в обучении подготовленных в проекте учеников (колледжи, компании, профильные ведомства и структуры Департамента труда и социальной защиты).
Учебные студии
    Cтудия Аутлетика
    Студия «Аутлетика» включает в себя несколько двигательных классов, которые подходят детям и подросткам с РАС: адаптивные единоборства, танцы, йога, ОФП с элементами нейрокоррекции. Поскольку двигательные навыки и мозговая деятельность сильно связаны, гармоничная физическая нагрузка улучшает не только общее самочувствие при РАС, но и весь "функционал": после занятий спортом повышается уровень усвоения материала на занятиях, а спортивные достижения и победы взращивают уверенность учеников в своей конкурентоспособности.
    Зона освоения бытовых навыков
    На кулинарных занятиях происходит обучение навыкам самообслуживания и заботы о себе, параллельно развивая коммуникацию и готовность следовать инструкциям. Ученики вместе с преподавателем пошагово разбирают рецепты, выбирают ингредиенты, подготавливают рабочее место и наводят порядок после процесса готовки.
    Студия мультипликации
    В основе любого обучения в рамках проекта "Такой же другой" заложено выявление врождённых склонностей и формирование внутренней мотивации. Во время занятий в мультстудии ученики, движимые живым интересом, активно включаются в процесс и начинают делать то, чего раньше не делали: например, срисовывают многочисленные картинки.
    Студия "Крафт"
    Здесь мы имеем дело со всем тем, что связано с хэндмейдом и ручным трудом. Максимально знакомим учеников с различными направлениями прикладного искусства, чтобы проверить, что им может подойти, что их может заинтересовать и вызвать внутреннюю мотивацию заниматься именно этим видом деятельности.
    Коммуникативная группа
    Занятия на основе методик СОВА (сверстнико-опосредованного тьюторства) – это территория интенсивной социализации. Ученики в игровом формате учатся взаимодействовать со сверстниками, договариваться, быть вместе, выражать и проявлять себя в присутствии другого, а также развивают навыки коммуникации и социального взаимодействия.
    Студия IT "Аутизм ++"
    На занятиях осваиваем основы программирования и компьютерного дизайна, обучаемся компьютерной грамотности. ЦПА разработал несколько программ по обучению программированию учеников с различными уровнями функционирования и успешно занимается направлением лего-роботехника, в котором также есть элемент программирования.
    Летний выездной лагерь
    Лагерь является одновременно и прототипом модели предпрофессиональной подготовки "Такой же другой" (то есть можно протестировать все инструменты и методики), и самостоятельной частью внутри проекта. Занятия, отдых на природе и больше активностей с другими детьми и взрослыми укрепляют полученные в течение года различные навыки, рекреационная среда (которая отличается от города: нет шума, чище воздух) положительно сказывается и на самочувствие учеников.
    Какие методы используют педагоги-психологи в рамках обучения "Такой же другой"?
    Цели всех проектов и методологии ЦПА состоят в том, чтобы помогать, учить, направлять и мотивировать ребят с РАС повышать независимость во всех областях; наращивать самосознание и уверенность в себе, строить значимые отношения, защищать себя и в целом улучшать качество жизни как их самих, так и их семьи.
    Центр проблем аутизма с 2013 года курирует обучение детей с аутизмомв школе 1465, и вся работа с учениками изначально построена на принципах прикладного поведенческого анализа (ПАП, Applied behavior analysis, ABA). Проект "Такой же другой" является естественным продолжением школьного обучения, но уже с акцентом на предпрофессиональную подготовку. Соответственно вся работа проекта также построена на принципах ПАП, в том числе это: структурированная среда, оценка навыков и сбор данных, специализированная помощь, работа с нежелатель-ным поведением, адаптация учебного материала для каждого ученика.
    Доклад поведенческого куратора проекта о применении принципов и методик ПАП
    в предпрофессиональной подготовке на IX Международной конференции
    "Аутизм. Вызовы и решения"



    Коммуникация
    с потенциальными
    работодателями


    На фото: Круглый стол "Цифровой мир и Аутизм" (март, 2021 г). Ключевой партнер и соорганизатор – компания SAP. На круглом столе выступили представители компаний "Северсталь Инфоком", "Цифровые сервисы" ОАО "РЖД", SAP Consulting, международная аудиторская и консалтинговая компания EY, компания "МВС Груп".
    _______________________________________________________________________

    Индустрия IT является одним из лидеров в сфере трудоустройства людей с РАС в мире. Успешные опыты есть не только в международных, но и в российских компаниях. Для того, чтобы таких кейсов становилось больше, Центр проблем аутизма активно просвещает профессиональное сообщество (представителей IT рынка и HR-специалистов) в вопросах аутизма и налаживает контакты с компаниями.

    • Показываем научно-обоснованный "портрет" аутичного человека как потенциального сотрудника, снимая с него распространенные мифы и стигмы.
    • Представляем обзор мирового опыта трудоустройства людей с РАС в высокотехнологичных компаниях, а также знакомим с практикой трудоустройства людей с аутизмом в области IT в России.
    • Обсуждаем возможности оптимизации процессов приема и интеграции людей с РАС за счет объединения усилий потенциальных работодателей и специалистов в области аутизма.
    • Презентуем программы профориентации и профподготовки в школах, помощь в организации рабочих мест и обучении персонала, совместную разработку инструментов тестирования.
    • Рассказываем о вариантах трудоустройства людей с РАС на вакансии, востребованные в IT-бизнесе, в том числе не связанные напрямую с работой на компьютере (квалифицированный ручной труд).
    Эксперты и специалисты проекта
    • Дарья Малышева
      Педагог-дефектолог, поведенческий куратор площадки "Такой же другой"


    • Юлия Преснякова
      Поведенческий аналитик, дефектолог, клинический руководитель проекта "Инклюзия 1465"
    • Вера Соломатина
      Эксперт в направлении "особый" HR
    • Ольга Федорова
      Преподаватель студии мультипликации
    • Аля Быкова
      Психолог,
      руководитель студии "Аутизм++"

    • Дарья Назарова
      Психолог, руководитель студии "Крафт"
    • Анастасия Мельникова
      Арт-терапевт, руководитель группы «Омнибус»

    • Альбина Хачатрян
      Хореограф студии "Аутлетика", преподаватель коммуникативных групп
    • Виолетта Шевченко
      Преподаватель Йоги