To main content
Центр проблем аутизма
Модель инклюзии "Ресурсный класс"
Проект сопровождается поддержкой:
Технология образовательной инклюзии разработана Центром проблем аутизма в 2010 году и внедрена в 2013 году.
С


М


А


Р


Т


Е


К


А


Построение данной модели инклюзии возможно в любом образовательном учреждении страны при условии освоения всех необходимых знаний, лежащих в основе данной инклюзивной работы, и учета всех методологических, организационных и нормативно-правовых нюансов ее исполнения.

Регионы и разные образовательные организации активно внедряют модель «ресурсный класс», и ЦПА готов делиться опытом в этом направлении. В 2022 году Агентство стратегических инициатив поддержало технологию как эффективную социальную практику и представило ее на платформе по поиску лучших практик «Смартека». С помощью платформы «Смартека» успешно внедренную и применяемую в Москве практику образовательной инклюзии могут внедрять и в других регионах.
С 2013 года в ГБОУ «Школа № 1465 им. Адмирала Кузнецова» г. Москвы реализуется уникальный инновативный проект по инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную среду.

Проект нацелен на внедрение и развитие модели инклюзии детей с РАС на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны.

Эффекты данной инновации заключаются не только в уникальных результатах и успехах включаемых учеников (например, впервые в России создан прецедент блестящего освоения общеобразовательной программы и социальной адаптации в нормотипичной среде полностью невербальных детей), но и в невероятном родительском и профессиональном запросе на воспроизводство данного опыта в других школах Москвы и городах Российской Федерации.
Модель инклюзии «ресурсный класс» внесена в Список практик Смартеки Агентства стратегических инициатив (АСИ), одобренных федеральными органами исполнительной власти и комиссиями Госсовета России, и доступна к массовому тиражированию в субъектах РФ.
Краткая история проекта
2010
2010
Проект разработан АНО
« Центр проблем аутизма»
Подготовительный этап и подготовка кадров
2010
2010
Старт образовательной
сертификационной программы
по АВА-терапии (РГГУ, МИП)
Впервые в России внедряется международный стандарт профессиональной подготовки специалистов анализа поведения
2011
2011
Мониторинг зарубежного
опыта в области инклюзивного
образования
Германия, Израиль, Великобритания, США
2011
2011
Соглашение о сотрудничестве
между ЦПА и Autism Research Institute
Обеспечение доступа к актуальным источникам по аутизму, их изучению и мировой научной экспертизе, в том числе, по образовательной инклюзии
май-сентябрь
2012
май-сентябрь
2012
Выбор образцовой модели
для адаптации
Приглашение супервайзера, старт обучения «готовых»
поведенческих специалистов по инклюзивной работе
октябрь
2012
октябрь
2012
Стартап проекта

ABA-класс: подготовительная группа учеников на базе коррекционной школы, где впервые в рутинный образовательный процесс вводятся методики прикладного анализа поведения.
февраль
2013
февраль
2013
Подбор общеобразовательной площадки и начало работы с регулярным учительским сообществом
сентябрь 2013
сентябрь 2013
Выход аутичных учеников
в общеобразовательную школу
В экспериментальную группу для инклюзии включены дети с тяжелыми формами аутизма как "модельные" субъекты для апробации технологии "ресурсный класс"
сентябрь 2014
сентябрь 2014
Запуск модели на базе дошкольного звена образовательного комплекса
Первая в России "ресурсная группа" в детском саду, включившая в общеобразовательную среду дошкольников
Факты и достижения
  • Проект Инклюзия 1465
    С 2014 года начата инклюзия малышей с аутизмом и другими нарушениями нейроразвития в дошкольное звено комплекса №1465
  • Луцишин
    Артур Васильевич
    канд. ист. н.
    директор (до 2024 г) образовательного комплекса №1465
  • Реализация
    С 2013 года реализуется инклюзия семи учеников с аутизмом разной степени тяжести в том числе, впервые в общеобразовательной школе обучаются невербальные дети с ментальной инвалидностью.
  • Сегодня
    В общеобразовательный комплекс № 56 (бывш. №1465) включается 21 ребенок от 6 до 18 лет с ментальной инвалидностью.
Проект является многократным победителем Открытых конкурсов по выделению грантов некоммерческим неправительственным
организациям, проводимого в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации. «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» . Школа №1465 в первым "ресурсным классом" является неоднократным лауреатом спецноминаций Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа" (2015, 2017 гг)
Принципы инклюзии
  • Внутри системы
    все ученики приветствуются в системе общего образования.
    Общеобразовательный класс (с поддержкой) является единственным целевым вариантом обучения независимо от типа и тяжести инвалидности
  • 10-12%
    Ученики обучаются
    в классах, где поддерживается процент инвалидов, пропорциональный существующему соотношению инвалидности среди населения
    (примерно 10% -12% )
  • Сверстники
    Ученики получают образование со сверстниками в примерно тех же возрастных группах
  • Коллектив
    Ученики с различными характеристиками
    и способностями максимально разделяют общий образовательный опыт со сверстниками, получая индивидуальную поддержку, соответствующую готовности и достигаемым результатам
  • Адаптация
    Общий образовательный процесс отстраивается с опорой на стандарты обучения детей без инвалидности
  • Индивидуальное - общее
    Образовательный процесс направлен на достижение максимально возможного качества жизни идивидуума, следовательно, исходит из поиска индивидуализированного баланса между академическим/
    функциональным
    и социальным / личностным аспектами обучения
  • Приоритеты
    Ученики должны получать преимущественную поддержку от классных учителей, одноклассников
    и парапедагогов («естественная опора»),
    а от носителей «специализированных» компетенций (коррекционные педагоги, дефектологи и врачи) только по мере необходимости
  • Постоянство
    Инклюзивным можно считать образование тогда, когда каждое из перечисленных выше правил осуществляется на постоянной, ежедневной основе
Проект направлен на системное изменение социального положения юных граждан, имеющих аутизм, и на максимальное расширение успешных практик, реализующих законные права на образование и социальную интеграцию этого контингента людей.
В рамках проекта осуществляется поддержка принципов
модели "ресурсный класс", впервые внедренной и апробированной в московской общеобразовательной школе №1465 им. адмирала Кузнецова, и реализуется план распространения знаний и опыта работы инклюзивной модели среди других заинтересованных образовательных учреждений Российской Федерации.