To main content
Центр проблем аутизма
Модель инклюзии
"Ресурсный класс"
Технология Центра проблем аутизма разработана в 2010 году и внедрена в 2013 году.

Проект находится под контролем:
С 2013 года в ГБОУ «Школа №1465 им. Адмирала Кузнецова» г. Москвы реализуется уникальный инновативный проект по инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную среду.

Проект нацелен на внедрение и развитие модели инклюзии детей с РАС на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны.

Эффекты данной инновации заключаются не только в уникальных результатах и успехах включаемых учеников (например, впервые в России создан прецедент блестящего освоения общеобразовательной программы и социальной адаптации в нормотипичной среде полностью невербальных детей), но и в невероятном родительском и профессиональном запросе на воспроизводство данного опыта в других школах Москвы и городах Российской Федерации.

Построение данной модели инклюзии возможно в любом образовательном учреждении страны при условии освоения всех необходимых знаний, лежащих в основе данной инклюзивной работы, и учета всех методологических, организационных и нормативно-правовых нюансов ее исполнения.

Регионы и разные образовательные организации активно внедряют модель «ресурсный класс», и ЦПА готов делиться опытом в этом направлении. В 2022 году Агентство стратегических инициатив поддержало технологию как эффективную социальную практику и представило ее на платформе по поиску лучших практик «Смартека». С помощью платформы «Смартека» успешно внедренную и применяемую в Москве практику образовательной инклюзии могут внедрять и в других регионах.
Краткая история проекта
2010
2010
Проект разработан АНО
« Центр проблем аутизма»
Подготовительный этап и подготовка кадров
2010
2010
Старт образовательной
сертификационной программы
по АВА-терапии (РГГУ, МИП)
2011
2011
Соглашение о сотрудничестве
между ЦПА и Autism Research Institute
(доступ к актуальным источникам по аутизму и их изучению)
2011
2011
Мониторинг зарубежного
опыта в области инклюзивного
образования
(Германия, Израиль, Великобритания, США)
май-сентябрь
2012
май-сентябрь
2012
Выбор образцовой модели
для адаптации
Приглашение супервайзера, старт обучения «готовых»
поведенческих специалистов по инклюзивной работе
октябрь
2012
октябрь
2012
Стартап проекта
(подготовительная группа
учеников на базе коррекционной школы)
февраль
2013
февраль
2013
Подбор общеобразовательной площадки и начало работы с регулярным учительским сообществом
сентябрь 2013
сентябрь 2013
Выход аутичных учеников
в общеобразовательную школу
сентябрь 2014
сентябрь 2014
Запуск модели на базе дошкольного звена образовательного комплекса
Факты и достижения
  • Проект Инклюзия 1465
    С 2014 года начата инклюзия малышей с аутизмом и другими нарушениями нейроразвития в дошкольное звено комплекса №1465
  • Луцишин
    Артур Васильевич
    канд. ист. н.
    директор образовательного комплекса №1465
  • Реализация
    С 2013 года реализуется инклюзия семи учеников с аутизмом разной степени тяжести в том числе, впервые в общеобразовательной школе обучаются невербальные дети с ментальной инвалидностью.
  • Сегодня
    В общеобразовательный комплекс №1465 включается 21 ребенок от 6 до 18 лет с ментальной инвалидностью.
Проект является многократным победителем Открытых конкурсов по выделению грантов некоммерческим неправительственным
организациям, проводимого в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации. «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» .
Принципы инклюзии
  • Внутри системы
    все ученики приветствуются в системе общего образования.

    Общеобразовательный класс (с поддержкой) является единственным целевым вариантом обучения независимо от типа и тяжести инвалидности
  • 10-12%
    Ученики обучаются
    в классах, где поддерживается процент инвалидов, пропорциональный существующему соотношению инвалидности среди населения
    (примерно 10% -12% )
  • Сверстники
    Ученики получают образование со сверстниками в примерно тех же возрастных группах
  • Коллектив
    Ученики с различными характеристиками
    и способностями максимально разделяют общий образовательный опыт со сверстниками, получая индивидуальную поддержку,
    соответствующую готовности и достигаемым результатам
  • Адаптация
    Общий образовательный процесс отстраивается с опорой на стандарты обучения детей без инвалидности
  • Индивидуальное - общее
    Образовательный процесс направлен на достижение максимально возможного качества жизни идивидуума, следовательно, исходит из поиска индивидуализированного баланса между академическим
    функциональным

    и социальным / личностным аспектами обучения
  • Приоритеты
    Ученики должны получать преимущественную поддержку от классных учителей, одноклассников
    и парапедагогов («естественная опора»),
    а от носителей «специализированных» компетенций (коррекционные педагоги, дефектологи и врачи) только по мере необходимости
  • Постоянство
    Инклюзивным можно считать образование тогда, когда каждое из перечисленных выше правил осуществляется на постоянной, ежедневной основе
В рамках проекта осуществляется поддержка принципов
модели "ресурсный класс", впервые внедренной и апробированной в московской общеобразовательной школе №1465 им. адмирала Кузнецова, и реализуется план распространения знаний и опыта работы инклюзивной модели среди других заинтересованных образовательных учреждений Российской Федерации.

Проект направлен на системное изменение социального положения юных граждан, имеющих аутизм, и на максимальное расширение успешных практик, реализующих законные права на образование и социальную интеграцию этого контингента людей.