Направление продолжает и развивается, много объективных результатов можно отнести к его достижениям. Конечно, главным является количество детей с РАС, пришедших в школы и получающих качественное сопровождение, позволяющее увеличивать транзит этих учеников в общеобразовательные классы и естественные нейротипичные коллективы. Среди достижений, конечно, открытые новых площадок. Включение новых регионов. Уровень осознания министерств образования ряда регионов необходимости такого сервиса и обращения к нему напрямую, без посредничества НКО (к таким уникальным пока регионам относится Волгоградская область, о работе в которой при квалифицированном участии регионального отделения ВОРДИ - Всероссийская организация родителей детей-инвалидов мы еще расскажем) – тоже важный показатель. К направлению по договоренности с областным Министерством образования и при профессиональной поддержке Благотворительный фонд «ГАЛЧОНОК» подключается Костромская область, достигшая уже определенных успехов в развитии инклюзии в нескольких школах и детских садах.
Но среди признаков развития инклюзии в школе для Инклюзивного наблюдателя есть еще один крайне важный момент. Это подключение к инклюзивным процессам администрации школы и сегмента регулярных учителей. Запрос на содействие в освоении инклюзивных технологий от «принимающей стороны», со стороны среды включения – это важный показатель неформальности и, главное, регулярности и постоянства инклюзивных образовательных действий. Такой запрос сформировался в подопечной школе «Инклюзивного наблюдателя» в Казани Ресурсный Класс Школа для всех. По инициативе регулярных учителей, принимающих в следующем году, в том числе, учеников с РАС в среднюю школу и предметную систему и при горячей поддержке администрации школы, был сформирован обширный пул вопросов. Часть из них смогла удовлетворить ответами ресурсно-тьюторская служба школы, но часть не могла получить ответов из-за новизны опыта.
В качестве ответа на такой запрос специалисты Инклюзивного наблюдателя организовали мини-конференцию, на которой в интерактивном режиме разбирали самые разные вопросы «из поля» - именно от регулярных учителей. Помимо того, что аудитория мини-конференции, состоящая из регулярных учителей, учителей-предметников, представителей администрации школы и ряда родителей, получила подробные разъяснения по своим вопросам и проблемам, у ведущих конференции сложилась структурированная картина запроса. На его основе эксперты ЦПА и Инклюзивного наблюдателя планируют разработать методический реестр типовых вопросов с ответами на них, чтобы еще больше школ, внедряющих нашу модель инклюзии, могли находить для себя опоры для устойчивой работы.
В этой же школе несколько дней назад были проведены два семинара по самым сложным пубертатным вопросам. Для родителей - то, о чем все стесняются спросить куратора и о чем говорить вслух не принято. Отдельно семинар для родителей мальчиков и отдельно семинар родителей девочек. Трудно передать масштаб благодарностей за эти встречи!
Школьная инклюзия – комплексный мультидисциплинарный процесс. Нет возможности сузить ее до единственной практики или однообразной компетенции. И вся это сложная организационная и методическая работа была бы значительно затруднена, если бы часть ее не велась и не разрабатывалась в нашем системном проекте Инклюзия LAB, которую поддерживает Благотворительный фонд В. Потанина / Vladimir Potanin Foundationв рамках своей программы «Эффективная филантропия», за что мы все бесконечно благодарны. Каждая сторона это процесса – это умелый музыкант со своим инструментом в слаженном оркестре устойчивого социального разнообразия.