Данный мета-анализ был проведен учеными Пекинского университета спорта и Спрингфилдского колледжа (США) и опубликован в издании Frontiers in Behavioral Neuroscience 22 октября 2020.
Целью мета-анализа было изучение эффектов вмешательства, основанного на физической активности, на исполнительную функцию и моторные навыки у детей с СДВГ и/или с РАС.
Мета-анализ включал в себя только рандомизированные контролируемые исследования, отобранные в соответствии со следующими критериями:
- их участниками были дети с клиническим диагнозом СДВГ/РАС, 2
- Стратегии вмешательства были идентифицированы как регулярная физическая активность,
- Исполнительные функции (например, когнитивная гибкость) и/или моторные навыки (например, крупная моторика) были измерены на исходном уровне и после вмешательства и результаты сопоставлены со соответствующей контрольной группой.
В итоге, 11 исследований, включающие в себя 346 участников, были интегрированы в мета-анализ.
Было установлено, что физическая активность вызвала значительные улучшения в исполнительной функции и моторных навыках у детей с СДВГ/РАС. Что касается изменений в исполнительной функции участников, физическая активность привела к ее существенному улучшению в целом, а также к улучшению самоконтроля и когнитивной гибкости, но существенного улучшения в рабочей памяти не произошло.
Также значительные улучшения были обнаружены в крупной моторике, но не в мелкой моторике.
Дефициты исполнительной функции считаются важным источником происхождения симптомов СДВГ/РАС. Они могут быть восполнены с помощью вмешательства, основанного на физической активности, как показывают некоторые рандомизированные контролируемые исследования и мета-анализ. Механизмы, лежащие в основе улучшений исполнительной функции, вызванные физической активностью, могут быть связаны с двумя аспектами, а именно с содействием распределению внимания (особенно в дорсолатеральной префронтальной коре) и изменениями в концентрации нейромедиаторов.
Дети, которые участвуют в физической активности, с высокой вероятностью могут испытывать контекстные помехи, то есть помехи в выполнении упражнений и их запоминании, которые возникают при выполнении одной задачи в контексте других задач. Например, упражняясь в настольном теннисе, дети должны были постоянно корректировать направление своего тела и его местонахождение, чтобы успешно поймать мяч при одном сценарии и высоко подбросить его при другом. Эти не предопределенные и нерегулярно повторяющиеся задачи предъявляют более высокие требования к исполнительным процессам. Таким образом, адекватная обработка значимой информации, вероятно, может привести к лучшему усвоению навыка.
У детей с СДВГ/РАС была идентифицирована значительная нестабильность в системе нейромедиаторов и более низкая концентрация моноаминовых нейромедиаторов, таких как дофамин и норэпинерфин (норадреналин), что может привести к сниженной возбудимости в префронтальной коре. Убедительные данные свидетельствуют о том, что физическая активность эффективна в стимуляции уровня возбуждения в префронтальной коре и активации систем нейромедиаторов, таких как дофамин. Это может объяснить результаты исследования, демонстрирующие, что физическая активность может развить исполнительную функцию у детей с СДВГ/РАС.
Для значительного числа детей с СДВГ/РАС характерно запаздывание в моторном развитии. Нарушение развития моторных навыков не только влияет на выполнение повседневных задач, но также является препятствием для социального взаимодействия этих детей и интеграции их в общество сверстников. Выводы ученых о том, что моторные навыки в целом улучшились после курсов физической активности полностью поддерживаются большей частью исследований, вошедших в обзор.
Chronic Physical Activity for Attention Deficit Hyperactivity Disorder and/or Autism Spectrum Disorder in Children: A Meta-Analysis of Randomized Controlled Trials.
22 October 2020 | https://doi.org/10.3389/fnbeh.2020.564886
Физическая активность относится к ряду научно-доказательных методов вмешательства при аутизме. Именно поэтому с 2014 года Центр проблем аутизма развивает направление "Аутлетика", направленное на развитие доступности адаптивного спорта и физкультуры в среде РАС. Еще один метаанализ подчеркивает эффективность и пользу физической культуры и спорта в системе коррекции и адаптации людей с РАС.
Проект ЦПА "Пестрый пояс" является частью этого направления. Центр проблем аутизма благодарит Фонд президентских грантов за поддержку проекта и этого значимого направления в системе помощи детям с РАС.