Новости

Шутинг и психиатрия

Может ли медицина вовремя распознать опасность и что-то сделать? Помогут ли ежегодные осмотры детей после 14 лет психиатрами, которые предусмотрены приказом Минздрава? Об этом руководитель Центра проблем аутизма Екатерина МЕНЬ беседует с психиатром Натальей УСТИНОВОЙ.

«Если же по сути вопроса, то мне не попадалось научных исследований в пользу того, что существует какая-то плотная корреляция между шизофренией и шутингом. А вот исследования наиболее известных американских трагедий как раз указывали на то, что у подростков-стрелков заболеваний, которые мы называем шизофренией, или других глубоких психических расстройств выявлено не было».

«Подлинной корреляции между психическими болезнями и шутингом до настоящего времени не установлено».

«Такая долгоиграющая агрессия, которая прячется какое-то время, может проявляться в социальных сетях, но все же не имеет характера кратковременного взрыва, импульса – нет оснований связывать это с психофармакотерапией».

«Кроме того, есть исследования, свидетельствующие, что поход по врачам- необязательно по психиатрам – с какими-то непонятными симптомами, с жалобами на дискомфорт, головную боль – это некий сигнал. И человек какое-то время пытается определить, что с ним не так, прежде чем происходит то, что происходит».

«Некоторые формы шутинга, конечно, мы можем рассматривать как расширенную форму суицида.. И шутинг в принципе трудно оценивать исключительно как форму агрессии, человек идет на вполне определенный риск, осознавая будущий сценарий, то есть элементы аутоагрессии присутствуют в любом шутинге».

«Однозначный ответ, который получен в многочисленных научных исследованиях, да и практика подтверждает: если суицидальных мыслей нет, мы ничем не можем их вызвать у конкретного подростка. Тем более вопросом о наличии суицидальных мыслей. А меж тем, если такие мысли есть и мы об этом спросим, и ребёнок нам об этом скажет, то это первый шаг к тому, чтобы мы смогли оказать какую-то помощь».

«Несомненно, психологическую помощь в школе надо развивать, в том виде, в котором она сейчас существует, она вызывает вопросы. Но надо говорить и о других формах помощи. Неформальный и, можно так сказать, равный взрослый при этом с высокими компетенциями – это может быть очень полезно. Если тьютор занимается профессиональной медиацией, то это очень ценно. Такой опыт есть за рубежом, мы не идем здесь каким-то своим путем.

Сложно оценить эффективность такой формы работы именно в предотвращении суицида, особенно, расширенного. Пока определить этот инструмент как гарантию мы не можем, но, представляется, что в некоторых случаях это могло бы помочь предотвратить трагические события».

«Мне кажется, что какого-то очень тесного взаимодействия школы и психиатра вообще не нужно. Поймите правильно, здесь нет противоречия. То, что происходит ещё до обращение к психиатру – конечно, в поле деятельности школы: комфортная среда внутри школы, антибуллинговые программы, институт наставничества, психологическое консультирование и др. Возможно, из-за того, что школа все еще слаба в плане собственно педагогических средств для кризисных периодов в жизни ребенка, эта гипертрофия статуса психиатра и развивается».

Весь текст полностью здесь:
https://www.miloserdie.ru/.../shuting-i-psihiatriya.../