Новости

Дружественный визит Министерства Просвещения в школу №1465

15 декабря в инклюзивную школу №1465 им адмирала Кузнецова г. Москвы пришли пообщаться представители Министерства просвещения РФ и Городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы (Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Фальковская Л.П, Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей. Сачко Ю.М., начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента Минпроса Дацюк Т. А., Директор ГППЦ ДОгМ Олтаржевская Л.Е. и ее заместитель Егупова О.В.).




Этот визит не был проверкой, или надзорным мероприятием. Этот визит был внимательным и неформальным знакомством с практикой. Специалисты пришли в школу, чтобы увидеть и в реальности «пощупать» школу, впервые внедрившую в нашей стране модель инклюзии «ресурсный класс». Многие из детей с РАС, впервые включенные в общее образование по этой технологии, уже выросли здесь, в этих уникальных образовательных условиях. Команда школы прошла длинный путь сопровождения этих детей, ресурсно-тьюторская служба накопила огромный опыт реализации и поддержки включения, большую рефлексию, преодолела много преград и ошибок, собрала масштабную практику в передаче своего опыта другим школам страны, встала перед большим количеством новых вопросов, которые нужно решать.


Модель инклюзии «ресурсный класс» - одна из самых известных и востребованных в нашей стране технология включения детей с РАС и нарушениями нейроразвития, ее распространение идет по всей стране. (Недавно практика инклюзии по модели «ресурсный класс» была поддержана Агентством стратегических инициатив и одобрена для распространения на платформе «Смартека»).


При тиражировании технологии возникает много ошибок, опасных компромиссов, рисков исполнения. Именно поэтому Министерство просвещения в начале 2023 года готовит к выпуску нормативный документ, регулирующий порядок реализации данной модели инклюзии в образовательных организациях России. Посмотреть, как это работает в поле, в «живой» практике, обсудить сложности и перспективы, углубиться в методические решения данной технологии, наконец, встретиться не только с администрацией школы, с ее замечательным директором, но и познакомиться с самыми главными участниками этого сложного пути – ребятами с аутизмом, включаемыми в образовательный процесс школы №1465 много лет, - таков был смысл и содержание этой многочасовой встречи.

Было много вопросов, заинтересованного участия, наблюдения, погружения в индивидуальные учебные планы, дискуссионных разговоров. Нам всем понятно, что вопросов очень много. Что каждый новый шаг в продвижении инклюзивных процессов требует внимания, нестандартных решений, креативных озарений, поддержки, взаимного доверия всех сторон и полного понимания всех нюансов такой работы. При этом всем было очень комфортно. Все ощущали общность целеполагания этой работы и осознавали свою роль в этих новаторских процессах.


Школа при этом работала в штатном режиме, ресурсно-тьюторская служба несла свою вахту, дети выходили на общие уроки, часть работала в ресурсном классе. А в это время группа взрослых из решающих ведомств неформально обсуждала содержание инклюзивной работы и те шаги, которые всем нам еще надо сделать ради этих ребят и ради тех детей с нарушениями развития, чьи права на образование еще не реализованы в полном объеме. И модель инклюзии «ресурсный класс» с ее методическими, педагогическими и поведенческими технологиями в этом может сильно помочь.

Мы благодарим всех, кто пришел в нашу подопечную школу – колыбель модели «ресурсный класс». Мы благодарим всех, кто прямо или косвенно много лет содействовал внедрению и развитию этой технологии – конечно, директора ГБОУ Школа № 1465 Луцишина А.В., президента Центр проблем аутизма Мень Е.Е., клинического руководителя и поведенческого супервизора инклюзии 1465 Преснякову Ю.В., директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ Алехину С.В., Фонд президентских грантовБлаготворительный фонд Владимира Потанина и Благотворительный фонд «ГАЛЧОНОК» за многолетнюю поддержку системной работы ЦПА в направлении формирования новых правил и инновативных практик инклюзивного образования в нашей стране, Московский институт психоанализа за многолетнюю работу в сфере передовых программ подготовки кадров для инклюзии и коррекции детей с РАС, коллег из НКО, продвигающих практику модели «ресурсный класс» в разных регионах России и ближнего зарубежья, и особенно ВОРДИ.

Рабочий настрой встречи не мешал ее теплоте и заинтересованности.



За окном красиво кружила классическая русская метель. В этот день предновогоднего периода Лариса Павловна Фальковская сделала замечательный и осмысленный подарок директору школы книгу «Азбука счастливой семьи» о построении взаимодействия с родителями. Это очень актуальный подарок – потому что работа с родителями составляет одну из ключевых позиций в реализации инклюзии. И здесь много сложностей, перипетий и возможностей. И в конечном итоге, именно семьи с детьми с РАС являются главными адресатами тех эффектов и тех результатов, которые дает инклюзия по модели «ресурсного класса». Пусть их сложная жизнь благодаря работе всех этих людей, организаций и ведомств станет легче и устойчивей.