Новости

Важность поддержки поведенческого подхода в условиях инклюзивной школы

Большинство людей слышали о прикладном поведенческом анализе, и чаще всего в контексте терапии людей с РАС дома или в специализированных центрах. Но стратегии ПАП (ABA) для занятий в школьном классе также могут оказывать мощное влияние и на учеников, и на учителей.

Цель ПАП (ABA) — изменить и усилить социально значимое поведение, улучшить коммуникативные навыки, социальные навыки и навыки обучения. Это подтверждено годами исследований, практики и эмпирических данных о поведенческих вмешательствах. ПАП ничего не принимает как должное, когда дело доходит до понимания поведения, поиска глубокого проникновения в то, как на поведение влияют стимулы и окружающая среда, и как происходит научение. И, конечно, это идеально подходит для управления классом!

Хотя большинство учителей не являются сертифицированными ABA-терапевтами, обучение методам и теоретическим основам анализа поведения может принести удивительные позитивные эффекты в любую учебную среду. Класс, где есть ПАП, может быть менее напряженным, более контролируемым и укрепляющим отношения. По существу, ПАП — это эмпирически подтвержденный метод поощрения позитивного поведения. Таким образом, в некотором смысле все АВА-терапевты являются учителями, и все учителя могут применять методы АВА в своей работе.

ПАП полезен не только для специального образования. Подход ПАП помогает любому, кто может выиграть от улучшения поведения и его управляемости. С учениками, проявляющими проблемное поведение, например, пубертат, невнимательность или агрессия, часто приходится сталкиваться и регулярным учителям. ПАП помогает типичному ученику, который нервничает на своем месте или срывает урок, чтобы привлечь внимание, - в этом нет отличий от аутизма.

ПАП с самого начала включения детей с РАС в школу №1465 лежит в основе инклюзии и создания обучающей среды для особых учеников. К сожалению, образовательные стандарты пока не обязывают школы, где учатся ученики с особенностями развития, применять методики, основанные на ПАП. Но благодаря работе экспертов Центра проблем аутизма и благодаря поддержке его работ в школе, образовательный процесс и инклюзия структурированные на принципах поведенческого подхода. Это в разы увеличивает эффективность обучения и результативность образовательных стратегий.

Мы благодарны Правительству Москвы за поддержку нашей работы в московской школе. Работы в направлении инклюзивного образования в школе №1465 осуществляются Центром проблем аутизма при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы КОСиМП.