Концепция была подвергнута конструктивной критике, в частности, рядом общественных организаций, среди которых был Центр проблем аутизма. Она не была принята. На сегодняшний день по поручению Правительства Министерство просвещения готовит документ по этому направлению в ином формате - это Межведомственный комплексный план (МКП) мероприятий по развитию инклюзивного образования на ближайшие 10 лет (до 2030 года), который предполагает четкий формат последовательных мероприятий по всем направлениям, основанным на факторах ускорения развития качественного специального образования, в том числе инклюзивного, с указанием объективных целей каждого мероприятия и показателей их достижения.
Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма, включена в состав рабочей группы разработки МКП по развитию инклюзивного образования в России. На заседании рабочей группы (прошедшем 20 августа в Минпросе) и в процессе подготовки к нему Екатерина Мень представила ряд замечаний и пожеланий к плану, которые, в частности, касаются необходимости доработок в таких направлениях, как однозначность и соответствие международным нормативам определения инклюзивного образования; как необходимость проведения собственных научных исследований в области инклюзивного образования. Екатерина обратила внимание на то, что сейчас в документе среди признаков инклюзивности указана исключительно архитектурная безбарьерность.
Однако барьеры касаются не только зданий. Они – методические, мировоззренческие, кадровые, финансовые. (Для детей с инвалидностью необходимо внедрить не только пандусы, широкие дверные проемы или надписи шрифтом Брайля, но и обеспечить доступность получения знаний, организуя дополнительную помощь при их получении).
Екатерина отметила, что в сетевое взаимодействие при организации образовательного процесса по закону, наряду ОО и ППМСЦ, должны быть включены НКО.
В раздел, касающийся реформирования финансового обеспечения инклюзивного образования, необходимо внести мероприятия и показатели по разработке самой методологии расчета и финансирования инклюзивного образования. По мнению Екатерины, в Плане не хватает отражения мер внедрения универсального дизайна, который учитывает потребности учеников с инвалидностью, но не становится их разделителем от одноклассников без ограничений здоровья. В показателях деятельности Федеральных ресурсных центров должно быть не количество отдельных учеников, которым были предоставлены инклюзивные образовательные услуги, а образовательные организации.
Это они в первую очередь нуждаются в регулярной поддержке, супервизии и сопровождении со стороны ресурсных центров. Центр проблем аутизма это отлично знает, так как именно эту “дыру” в системе развития инклюзии и поддержки образовательных учреждений закрывает проект “Инклюзивный наблюдатель”, уже с 2019 года работающий по уникальной и крайне востребованной модели сопровождения инклюзивных образовательных площадок. В раздел Плана, касающийся информационной компоненты развития и продвижения инклюзивного образования, Екатерина предложила заложить мероприятия целевой просветительской кампании - через медиа продвигать ценности инклюзии, научные данные об инклюзивном образовании и социальной ценности людей с инвалидностью; развеивать мифы и показывать успешные кейсы и позитивный опыт в этой области. Кроме того, в ряд сформированных конкурсов и конференций заложить результаты по повышению престижа профессии тьютора.
Это важно не только для репутации профессии, но и для преодоления распространенных сегодня неверных интерпретаций функционала и квалификации такого педагога. Екатерина рекомендовала заложить изменения в наименование профессии при формировании профстандарта – «специальный педагог» вместо дефектолога. Этого давно требует и часть профессионального сообщества, и родительская общественность. Крайне важным моментом, поддержанным рядом других экспертом, в части развития системы ПМПК Екатерина считает разработку и внедрение этического стандарта членом Комиссии и меры по повышению правовой их культуры.
В обсуждении на заседании рабочей группы Екатерина подчеркнула, что также важно разработать критерии инклюзивности и динамики инклюзивной культуры образовательных организаций, а инклюзивность внести в рейтинги школ. “ Без этого показателя не создается мотивация для них по развитию инклюзии”, – сказала Екатерина Мень. Также Екатерина подчеркнула необходимость развития институции психолого-педагогических консилиумов в школах, роста их компетенций и определения их функционала, направленного на максимальную детализацию и персонификацию образовательного маршрута ученика с особыми образовательными потребностями в детском саду и школе.
На заседании, прошедшем очень конструктивно и дружественно, звучали очень интересные предложения от экспертов Рабочей группы по МКП, что не отменяло дискуссии по ряду вопросов. В частности, спорным моментом ряд экспертов считают предложение Татьяны Батышевой, директора Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы, указавшей, что к ней обращаются педагоги, которые не знают как работать с особыми детьми. Поэтому, по ее мнению, им необходимо дать базовые медицинские знания, чтобы помочь определять особенности детей. Светлана Алехина, проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования, Любовь Олтаржевская, директор ГППЦ Департамента образования г. Москвы, справедливо отметили, что здесь есть определенные риски. “Клинический взгляд на ученика не всегда полезен и представляет некоторые риски. Это создает у педагога ощущение индульгенции за его неуспешность, когда он может объяснять отсутствие педагогических эффектов заболеванием ребенка”, – справедливо отметили специалисты. Также ряд проблем эксперты увидели в Комплексном плане в отношении раздела, направленного на мероприятия по развитию дополнительного образования. До сих пор оно не попадает в тренды инклюзии, рассматривается как отдельные зоны занятости, не интегрированной в функциональное целеполагание развития особого ученика, что, по справедливому мнению С.В. Алехиной, укрепляет принципы сегрегации. Дополнительное образование должно погружаться в инклюзивные процессы, внедрять инклюзивные принципы и трансформироваться в канал достижения социальной инклюзии. Очень ценным в отношении развития дополнительного образования в актуальной и современной парадигме инклюзии было дополнение Л.Е. Олтаржевской о необходимости включения в него в полноценном объеме адаптивного спорта.
Напомним, что в 2013 году в рамках инклюзивного проекта Центра проблем аутизма в обычную московскую школу №1465 пошли несколько учеников с разной степенью аутизма, в том числе глубоким аутизмом и невербальностью. Сегодня мы наблюдаем их успешную обучаемость и социализацию. Этот опыт стал источником продвижения инклюзии и одной из ее моделей, впервые внедренной в школе №1465, по всей стране. Сегодня также на базе этой школы в рамках дополнительного образования создается модель предпрофессиональной подготовки и поддержки взросления подростков с РАС, основанной на принципах инклюзии и Международной классификации функционирования ВОЗ. Екатерина еще раз подчеркнула необходимость системного изучения положительного опыта с целью его генерации и воспроизводства в национальной системе образования. Мероприятия по изучению успешного опыта и поддержке его тиражирования уже заложены в План.
Доработка Плана еще ведется. Межведомственный комплексный план (МКП) мероприятий по развитию инклюзивного образования должен быть представлен в Правительство РФ уже в текущем году.