На последней неделе уходящего года ЦПА провел мастер-классы площадки «Такой же другой», на которой разрабатывается модель предпрофессиональной подготовки и "особой" профориентации подростков с РАС.
Работа Центра в этом направлении пришлась на «ковидное» время и это усложнило целый ряд процессов в этой деятельности. Мы исходим из объективных вызовов «проблемы перехода» (взросления и самоопределения ребят, которые взрослеют одновременно и быстро – в физиологическом плане, и медленно – в плане социальном).
Общеизвестно, что поведенческие проблемы могут усиливаться с возрастом, родители становятся старше, отдельные даже выдающиеся проекты по социализации и трудоустройству не являются системными решениями. При этом развивается инклюзия, повышается качество инклюзивного образования и, соответственно, растут запросы наших молодых людей и их родителей на достойное место в жизни.
![](https://static.tildacdn.com/tild3035-6362-4263-b462-303064376532/image.png)
Мы решили обсудить эти аспекты, а также рассказать о том, как мы думаем на эту тему, как строим экспериментальные ситуации, на какую методологию опираемся в формировании профориентационных технологий и выработке профориентационных тестовых инструментов. Первая часть наших «открытых дверей» прошла в формате онлайн-встречи с аудиторией заинтересованных родителей и специалистов, вторая часть прошла в очном режиме с приятным новогодним флером и полезным праздничным настроем на площадке «Такой же другой», которая работает в рамках дополнительного образования инклюзивной школы ГБОУ "Школа 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова"
На онлайн-встрече мы представили работу проекта в нескольких направлениях.
Исполнительный директор ЦПА Dilyara Muzafarova вначале представила проблему трудоустройства в ее актуальной картине – картине многих несоответствий между желаемым и действительным, о конфликте между потребностями реального рынка труда и теми устаревшими тенденциями, в которых происходит профессионализация особых ребят в реальности. Почему процент желающих работать в разы превышает процент реально трудоустроенных? Это требует осмысления, оценки и анализа, чтобы этот фундаментальный сбой ситуации исправлять системно.
![](https://static.tildacdn.com/tild3830-6366-4236-b438-363732373264/image.png)
Так же важно понять, к чему мы стремимся, когда планируем взрослую жизнь особых учеников, какие базовые критерии качества жизни и что такое вообще «благополучие» в аспекте людей, требующих поддержки, - без анализа этого базиса строить системный подход, способный прекратить роковую цепочку попадания множества людей с аутизмом и ментальными нарушениями в ПНИ, создать невозможно. Ведь траектория каждой жизни будет уникальной, но критерии ее качества должны быть понятны и прозрачны изначально.
Об этом в своей части онлайн-воркшопа рассказывала Екатерина Мень. Была представлена модель работы, учитывающей Международную классификацию функционирования, являющейся стандартом ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности как на уровне индивида, так и на уровне населения. Также была кратко представлена Теория «хорошей жизни» с опорой на работу Роберта Камминса, профессора австралийского Университета Дикина, создавшего специальный индекс благополучия, некую шкалу, измеряющую уровень счастья респондента, и разработавшего известный «золотой треугольник» счастья. Здесь же коротко спикер рассказала о концепции качества жизни из работ Роберта Л. Шалока, доктора философии, почетного профессора в Гастингс-колледже (Небраска), где он возглавлял кафедру психологии и руководил лабораторией когнитивного поведения с 1967 по 2000 год.
![](https://static.tildacdn.com/tild3961-3138-4539-b239-373735636330/image.png)
С 1972 года его работа сосредоточена на разработке и оценке программ для сообществ людей с ограниченными возможностями. Доктор Шалок был президентом Американской ассоциации по проблемам умственного развития и нарушений развития (AAIDD) и возглавлял комитет по терминологии и классификации AAIDD, который выпустил свое последнее руководство по диагностике, классификации и системам поддержки. AAIDD поддерживает шкалу интенсивности и диагностическую шкалу адаптивного поведения. Профессор Шалок является автором прекрасной книги «История умственной отсталости». Именно он выделил ключевую роль того, как концепция качества жизни участвует в планировании и предоставлении индивидуальных услуг и поддержки.
Основные домены качества жизни мы учитываем при разработке нашей модели результативного «периода перехода» подростков с РАС. Также, представляя фундаментальный уровень работы с этой проблемой, Екатерина Мень упомянула Жоара Виттерсё, профессора социальной психологии Университета Тромсё в Норвегии. Это известный специалист по социальной антропологии, научные интересы которого включают изучение концептуальных разработок в исследованиях счастья. Большой интерес в контексте методологии модели «Такой же другой» представляют его работы по удовлетворенности жизнью, положительным эмоции и внутренней мотивации, а также по взаимосвязи между человеческим развитием и благополучием.
В третьей части прошедшего онлайн мастер-класса поведенческий консультант практической площадки «Такой же другой» Дарья Малышева в режиме дайджеста представила то, как организована экспериментальная площадка, на которой проходят занятия с подростками с РАС, по каким критериям формируется содержание занятий, как формируются группы, как в практику «опрокидывается» классификация функционирования, как происходит работа с комплексными навыками и какой логики мы придерживаемся в практической работе с подростками с РАС. И, конечно, о том, как принципы поведенческого подхода в обязательном порядке пронизывают все экспериментальные зоны практики.
Онлайн предполагал интерактивную часть, ответы на вопросы, мы рады, что их было много – ведь поиском решения в такой сложной области надо заниматься в диалоге, с обратной связью, с конструктивной критикой и с учетом опыта родителей уже повзрослевших ребят.
![](https://static.tildacdn.com/tild3964-3337-4936-a431-353964386231/image.png)
В очной части воркшопа было знакомство с площадкой для московских родителей. И, конечно, канун Нового года наложил свои обязательства по более праздничному взаимодействию на площадке, к игре, общению, нарядному чаепитию и даже совместному пению.
![](https://static.tildacdn.com/tild6130-3564-4432-a264-363466373636/image.png)
На очном дне «открытых деверей» важнейшей компонентой стало участие команды тренеров проекта «Пестрый пояс», так как работа зоны двигательных практик является существенной частью площадки «Такой же другой». Это неразделимые вещи. В том числе, конечно, и вся огромная партнерская работа ЦПА с Федерацией тхэквондо ГТФ России Федерация Тхэквондо Гтф России по развитию адаптивного тхэквондо.
![](https://static.tildacdn.com/tild3237-3964-4335-b137-326538396634/image.png)
С 2020 года адаптивное тхэквондо зарегистрировано как одна из дисциплин вида спорта тхэквондо (ГТФ) и внесено в ЕВСКА с возможностью получения спортивных разрядов и званий. И в воскресенье на очном мастер-классе «Такого же другого» почти 20 участников проекта «Пестрый пояс» получили свои разрядные книжки и разряды за победы на региональных и всероссийских соревнованиях.
![](https://static.tildacdn.com/tild3731-6434-4865-a535-303936626239/image.png)
Один маленький фрагмент нашей огромной работы по социальной инклюзии людей с аутизмом – пусть он станет не только одним из итогов уходящего года. Пусть он станет и островком надежды, из которого будущий год начнет свой рост в сторону большего благополучия, реализации и уверенности ребят с аутизмом, которые растут и взрослеют, и их прекрасных семей.
![](https://static.tildacdn.com/tild3162-3738-4336-a630-316630373363/image.png)
ЦПА благодарит Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» за важную и искреннюю поддержку этой работы. Без этого проводить ее на таком системном уровне было бы намного тяжелее.
#ЦентрПроблемАутизма #ТакойЖеДругой #инклюзия #инклюзия1465 #цпа #СОВА #ИнклюзияLab #АбсолютПомощь #ВключиМеня #ПестрыйПояс