Новости

ЦПА. Уходящий год - такой же другой


На последней неделе уходящего года ЦПА провел мастер-классы площадки «Такой же другой», на которой разрабатывается модель предпрофессиональной подготовки и "особой" профориентации подростков с РАС.

Работа Центра в этом направлении пришлась на «ковидное» время и это усложнило целый ряд процессов в этой деятельности. Мы исходим из объективных вызовов «проблемы перехода» (взросления и самоопределения ребят, которые взрослеют одновременно и быстро – в физиологическом плане, и медленно – в плане социальном).

Общеизвестно, что поведенческие проблемы могут усиливаться с возрастом, родители становятся старше, отдельные даже выдающиеся проекты по социализации и трудоустройству не являются системными решениями. При этом развивается инклюзия, повышается качество инклюзивного образования и, соответственно, растут запросы наших молодых людей и их родителей на достойное место в жизни.

Мы решили обсудить эти аспекты, а также рассказать о том, как мы думаем на эту тему, как строим экспериментальные ситуации, на какую методологию опираемся в формировании профориентационных технологий и выработке профориентационных тестовых инструментов. Первая часть наших «открытых дверей» прошла в формате онлайн-встречи с аудиторией заинтересованных родителей и специалистов, вторая часть прошла в очном режиме с приятным новогодним флером и полезным праздничным настроем на площадке «Такой же другой», которая работает в рамках дополнительного образования инклюзивной школы ГБОУ "Школа 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова"
На онлайн-встрече мы представили работу проекта в нескольких направлениях.

Исполнительный директор ЦПА Dilyara Muzafarova вначале представила проблему трудоустройства в ее актуальной картине – картине многих несоответствий между желаемым и действительным, о конфликте между потребностями реального рынка труда и теми устаревшими тенденциями, в которых происходит профессионализация особых ребят в реальности. Почему процент желающих работать в разы превышает процент реально трудоустроенных? Это требует осмысления, оценки и анализа, чтобы этот фундаментальный сбой ситуации исправлять системно.


Так же важно понять, к чему мы стремимся, когда планируем взрослую жизнь особых учеников, какие базовые критерии качества жизни и что такое вообще «благополучие» в аспекте людей, требующих поддержки, - без анализа этого базиса строить системный подход, способный прекратить роковую цепочку попадания множества людей с аутизмом и ментальными нарушениями в ПНИ, создать невозможно. Ведь траектория каждой жизни будет уникальной, но критерии ее качества должны быть понятны и прозрачны изначально.

Об этом в своей части онлайн-воркшопа рассказывала Екатерина Мень. Была представлена модель работы, учитывающей Международную классификацию функционирования, являющейся стандартом ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности как на уровне индивида, так и на уровне населения. Также была кратко представлена Теория «хорошей жизни» с опорой на работу Роберта Камминса, профессора австралийского Университета Дикина, создавшего специальный индекс благополучия, некую шкалу, измеряющую уровень счастья респондента, и разработавшего известный «золотой треугольник» счастья. Здесь же коротко спикер рассказала о концепции качества жизни из работ Роберта Л. Шалока, доктора философии, почетного профессора в Гастингс-колледже (Небраска), где он возглавлял кафедру психологии и руководил лабораторией когнитивного поведения с 1967 по 2000 год.


С 1972 года его работа сосредоточена на разработке и оценке программ для сообществ людей с ограниченными возможностями. Доктор Шалок был президентом Американской ассоциации по проблемам умственного развития и нарушений развития (AAIDD) и возглавлял комитет по терминологии и классификации AAIDD, который выпустил свое последнее руководство по диагностике, классификации и системам поддержки. AAIDD поддерживает шкалу интенсивности и диагностическую шкалу адаптивного поведения. Профессор Шалок является автором прекрасной книги «История умственной отсталости». Именно он выделил ключевую роль того, как концепция качества жизни участвует в планировании и предоставлении индивидуальных услуг и поддержки.

Основные домены качества жизни мы учитываем при разработке нашей модели результативного «периода перехода» подростков с РАС. Также, представляя фундаментальный уровень работы с этой проблемой, Екатерина Мень упомянула Жоара Виттерсё, профессора социальной психологии Университета Тромсё в Норвегии. Это известный специалист по социальной антропологии, научные интересы которого включают изучение концептуальных разработок в исследованиях счастья. Большой интерес в контексте методологии модели «Такой же другой» представляют его работы по удовлетворенности жизнью, положительным эмоции и внутренней мотивации, а также по взаимосвязи между человеческим развитием и благополучием.

В третьей части прошедшего онлайн мастер-класса поведенческий консультант практической площадки «Такой же другой» Дарья Малышева в режиме дайджеста представила то, как организована экспериментальная площадка, на которой проходят занятия с подростками с РАС, по каким критериям формируется содержание занятий, как формируются группы, как в практику «опрокидывается» классификация функционирования, как происходит работа с комплексными навыками и какой логики мы придерживаемся в практической работе с подростками с РАС. И, конечно, о том, как принципы поведенческого подхода в обязательном порядке пронизывают все экспериментальные зоны практики.

Онлайн предполагал интерактивную часть, ответы на вопросы, мы рады, что их было много – ведь поиском решения в такой сложной области надо заниматься в диалоге, с обратной связью, с конструктивной критикой и с учетом опыта родителей уже повзрослевших ребят.



В очной части воркшопа было знакомство с площадкой для московских родителей. И, конечно, канун Нового года наложил свои обязательства по более праздничному взаимодействию на площадке, к игре, общению, нарядному чаепитию и даже совместному пению.


На очном дне «открытых деверей» важнейшей компонентой стало участие команды тренеров проекта «Пестрый пояс», так как работа зоны двигательных практик является существенной частью площадки «Такой же другой». Это неразделимые вещи. В том числе, конечно, и вся огромная партнерская работа ЦПА с Федерацией тхэквондо ГТФ России Федерация Тхэквондо Гтф России по развитию адаптивного тхэквондо.



С 2020 года адаптивное тхэквондо зарегистрировано как одна из дисциплин вида спорта тхэквондо (ГТФ) и внесено в ЕВСКА с возможностью получения спортивных разрядов и званий. И в воскресенье на очном мастер-классе «Такого же другого» почти 20 участников проекта «Пестрый пояс» получили свои разрядные книжки и разряды за победы на региональных и всероссийских соревнованиях.


Один маленький фрагмент нашей огромной работы по социальной инклюзии людей с аутизмом – пусть он станет не только одним из итогов уходящего года. Пусть он станет и островком надежды, из которого будущий год начнет свой рост в сторону большего благополучия, реализации и уверенности ребят с аутизмом, которые растут и взрослеют, и их прекрасных семей.



ЦПА благодарит Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» за важную и искреннюю поддержку этой работы. Без этого проводить ее на таком системном уровне было бы намного тяжелее.


#ЦентрПроблемАутизма #ТакойЖеДругой #инклюзия #инклюзия1465 #цпа #СОВА #ИнклюзияLab #АбсолютПомощь #ВключиМеня #ПестрыйПояс