Даже осознавая право на получение услуг специального образования, у семей часто возникает беспокойство. Распространенной причиной которого является то, что их ребенок будет помещен в отдельный от других детей класс. В случае инклюзии в школе 1465 правда в том, что большинство детей, получающих образовательные услуги, проводят большую часть своего времени в общеобразовательных классах. В инклюзивных классах учителя общего образования и учителя специального образования работают вместе, чтобы удовлетворить потребности всех учащихся.
Из опыта работы в инклюзии мы знаем, что эффекты инклюзии сказываются на любых детях. Интересно посмотреть, как продвигаются дети, как давно обучающиеся в модели, так и только вошедшие в условия инклюзии с ресурсным классом.
В первом классе у нас наряду с одной особой первоклассницей начал включаться новый ученик – Платон. Он пришел в класс, где учитель класса и ребята были хорошо подготовлены сотрудниками нашей ресурсной зоны, а потому адаптационный период проходит легко.
Платон посещает практически все уроки класса, но ему нужна поддержка тьютора в рамках фронтальных работ и индивидуальный подход. Учитель ресурсной зоны Анна Александровна старается как можно больше времени сейчас уделить именно социально-коммуникативной сфере, так, чтобы наш ученик построил хорошие отношения со своими одноклассниками и мог максимально самостоятельно взаимодействовать с ними на перемене.
А потому активно идут коммуникативные занятия, командные активные игры и настольные игры . Отличный инструмент для развития коммуникативных навыков через взаимодействие - игра в доббль (нудно найти одинаковые изображения на скорость). Ребята из класса помогают Платону и с удовольствием играют сами.
Для сравнения наша «старенькая» ученица Варвара в течение всего текущего учебного года успешно и с энтузиазмом осваивала навыки, необходимые для учебной и бытовой деятельности.
В этом году у Варвары улучшились навыки внимания. Например, она успешно освоила протокол поиск отличий: Варя находит мелкие отличия в рисунках на разном материале, а также демонстрирует навык с разными взрослыми. И в целом, лучше концентрирует внимание на материале, что способствует более быстрому и успешному освоению навыков.
У Варвары, имеющей серьезные опорно-двигательные ограничения, значительно улучшились моторные навыки - она более точно имитирует показанные тьютором движения, успешно закрашивает рисунки в пределах контура, отлично разрезает полоски картона ножницами по заданной линии.
Это проявляется и в бытовых навыках: на данный момент Варе требуется значительно меньше помощи и подсказок при мытье рук, посещении столовой, использовании бутылки с водой, переодевании на физкультуру и в других подобных ситуациях.
Инклюзивное образование необходимо как инструмент формирования умения жить: коммуникация, взаимодействие, самообслуживание, повышение общего функционирования – это то, что необходимо человеку в фундаменте его существования. Инклюзия позволяет учиться этому не только от «специализированных» взрослых, но и от сверстников, которые своими образцами поведения делают эту эффективней и непосредственней
Работы в направлении инклюзивного образования в школе №1465 осуществляются Центром проблем аутизма при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы КОСиМП, за что большая благодарность Правительству Москвы.