To main content
Центр проблем аутизма
Программа "Включи меня"
Курс повышения квалификации «Разработка и внедрение модели инклюзии на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны «Включи меня!»

Разработан экспертами Центра проблем аутизма и ГБОУ «Школа №1465 им. адмирала Кузнецова» г. Москвы
Реализуется Московским институтом психоанализа

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ

Данная программа повышения квалификации разработана, внедрена и апробирована с 2015 года. Несколько сотен профессионалов школьного образования со всей России уже прошли обучение на этом курсе и смогли внедрить самую прогрессивную модель инклюзии для детей с аутизмом и нарушением нейроразвития. С 2013 года в ГБОУ «Школа №1465 им. Адмирала Кузнецова» г. Москвы реализуется уникальный инновативный проект по инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную среду.
Эффекты данной инновации заключаются в уникальных результатах и успехах включаемых учеников (например, впервые в России создан прецедент блестящего освоения общеобразовательной программы и социальной адаптации в нормотипичной среде полностью невербальных детей). Именно из этого опыта широким шагом по России пошло понятие «ресурсный класс», однако ценой популярности этого понятия стала подмена его содержания и незнание многих существенных принципов этой модели. Модель инклюзии «ресурсный класс» внедрена в России в 2013 году в одной из московских школ. С тех пор эта форма организации образования реализуется в сотнях разных школ России.
Эта форма организации образования детей с особенностями развития невероятно востребована и семьями таких детей, и педагогами, и администрациями образовательных организаций. За ее реализацией стоят вполне определенные технологии, методические подходы и нормативная база.

Чем более востребована модель инклюзии «ресурсный класс», тем больше разночтений и интерпретаций проникает в ее реализацию. Это может приводить к снижению качества обучения детей и созданию трудностей для учителей и директоров школ, открывающих ресурсные классы в своих образовательных учреждениях.

РЕСУРСНЫЙ КЛАСС

– это словосочетание хорошо знакомо всем, кто связан со специальным образованием учеников с ОВЗ. Но насколько верно практики образования понимают, что это такое на самом деле и как с этим работать в системе российского образования?
Чем более востребована модель инклюзии «ресурсный класс», тем больше разночтений и интерпретаций проникает в ее реализацию. Это может приводить к снижению качества обучения детей и созданию трудностей для учителей и директоров школ, открывающих ресурсные классы в своих образовательных учреждениях.
Данная модель инклюзии и школа №1465 г. Москвы стали победителем Фестиваля лучших инклюзивных практик, проводимого РОИ «Перспектива» и Министерством образования РФ в номинации «Самая транслируемая модель инклюзивного образования».

КУРС "ВКЛЮЧИ МЕНЯ!"

- единственная на сегодня программа в России, где методики, технологии, организационные, правовые и финансовые аспекты модели "Ресурсный класс"
передаются непосредственно от авторизованных разработчиков модели
Данный курс проводится с 2015 года, и за эти годы подготовил работе в модели инклюзии «ресурсный класс» более 800 человек. Благодаря программе десятки российских школ внедрили модель инклюзии с ресурсной зоной – качественно, успешно и результативно. В результате чего сотни учеников с РАС и нарушением нейроразвития успешно через ресурсную зону вышли в общее образование. А также обычные ученики стали активными участниками инклюзии и получили свои выгоды от инклюзивного образования.
c 2015
>100
>1000
>500
учеников с РАС
Курс "Включи меня" проводится ежегодно
Выпускников курса
Образовательных организаций,
школ и детских садов внедрили технологию ресурсный класс

и другими нарушениями нейроразвития включены в общее образование с поддержкой ресурсной зоны
Построение данной модели инклюзии возможно в любом образовательном учреждении страны при условии освоения всех необходимых знаний, лежащих в основе данной инклюзивной работы, и учета всех методологических, организационных и нормативно-правовых нюансов ее исполнения.

Для каких образовательных учреждений это актуально?

Ключевые знания, понимание и необходимые для успеха навыки
Постоянный поиск информации
Многозадачность
Аутентичность
Курс направлен на передачу слушателям ключевых знаний и понимания ресурсного класса на основе стандартов «Инклюзии 1465», а также навыков, необходимых для успеха, в том числе критического взгляда, коллаборации и самоменеджмента.
Курс подразумевает активный процесс погружения
в нетривиальную информацию из междисциплинарных
ресурсов, которая уникальным образом структурирована и преподнесена в дружественном для использования формате.
Курс основан на необходимости решить значимую проблему должного уровня сложности, которая реализуется с помощью непредубежденных, острых вопросов и совместного поиска ответов на них.
Курс расположен в контексте реального мира, использует данные российской реальности, инструменты и стандарты российского образования, апеллирует к формальным и неформальным правилам российской образовательной системы и напрямую связан с персональными интересами и идентичностью слушателя
i

Отличительные качества курса

Голос студента
Критика и мониторинг
Рефлексия
Публичный продукт
Курс позволяет студентам осуществлять выбор групп и направлений со специализацией внутри программы, определяться по группам исходя из необходимости стажировки, гибко планировать свое время за счет доступа к записям аудиторных занятий под управлением преподавателя
Курс предполагает процессы, в которых студенты получают обратную связь по поводу проделанной работы, условия для корекции ошибок и дополнительных проб, чтоб иметь возможность повторно рассмотреть свои идеи или концепции
Курс дает студентам возможность рефлексировать по поводу того, чему и как они учатся, давать обратную связь по поводу изучаемого с целью максимального уточнения шагов по дальнейшей реалиации проекта
Курс нацелен и ведет к продюсированию и воплощению проекта – внедрению модели «ресурсный класс» в общеобразовательной школе – где все полученные навыки и знания получают приложение и приводят к созданию действующего социального блага.

"ВКЛЮЧИ МЕНЯ!"

Основная задача программы заключается в том, чтобы показать основные подходы и методы создания действенных особых образовательных условий для учеников с аутизмом и другими нарушениями нейроразвития.

Как построить образовательные условия, соответствующие потребностям детей с аутизмом и поведенческими проблемами?
Какие барьеры на пути к обучению есть у учеников с аутизмом?
Что такое аутизм как особая образовательная потребность?

Как выбирать методы и стили обучения для сложной категории учеников?
Как работать с поведением и что такое "поведение" в случае с интеллектуально особыми детьми?
Как собрать команду профессионалов и создать эффективную ресурсно-тьюторскую службу в школе?
Кто такой тьютор в инклюзивной школе?

Как руководить инклюзией в школе?
Как сделать процессы инклюзии законными и на что опираться в правовой базе?
Как решать экономические проблемы инклюзии и строить бюджет инклюзивных процессов?
Группа I
Группа II
"Школа тьютора"
72 часа
102 часа
Школьные психологи
Тьюторы образовательных учреждений
Зам. директора по воспитательной работе
Руководители структурных подразделений
Директора школ
Заместители директора
Заведующие учебной частью
Парапедагоги
Воспитатели

Данная программа предназначена для:

Группа III
Группа IV
132 часа
60 часов
Классные руководители
Представители родительских инициативных групп
Представители профильных НКО
Ресурсные учителя
Руководители ресурсных зон образовательных (школьных
и дошкольных) учреждений
Учителя регулярных классов
Учителя-предметники

По итогам обучения слушатели:

получат инструменты работы и все необходимые знания и технологии, позволяющие построить соответствующие условия обучения для самой сложной категории детей

смогут эффективно реализовывать права детей с ОВЗ, закрепленные в Федеральном законе «Об образовании», во ФГОСах и других законодательных актах РФ
К участию в Образовательной программе «Включи меня!» приглашаются:
Директора школ
Завучи
Учителя
Школьные психологи
Парапедагоги
Тьюторы
Специальные педагоги
Представители родительских сообществ
По итогам обучения выдается Свидетельство о повышении квалификации государственного образца. Курс проводится Московским институтом психоанализа и представлен на Портале поставщиков. В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ образовательные организации и департаменты образования могут отправить своих сотрудников на обучение на курс ВКЛЮЧИ МЕНЯ!, заключив от юридического лица договор оферты на Портале поставщиков.

Адресаты программы:

«Курс повышения квалификации «Включи меня!» для школьных профессионалов, который с 2015 года официально проводит московская школа №1465 – один из лидеров инклюзивного образования – это курс «инжиниринговый». В нем с уникальной подробностью представлен план действий – как строить, как учить и как создать по-настоящему персональный образовательный маршрут особому ребенку в условиях обычной школы. Бери и делай – это миссия этого курса. Многие полагают, что знают, как это делать. Но по-настоящему знание, которое можно применить на практике, получается именно после обучения на этом курсе.»
Екатерина Мень

преподаватель курса, член Экспертного совета
по организации образования лиц с РАС при Министерстве образования РФ
ВКЛЮЧИ МЕНЯ!
Отзывы
Учиться никогда не поздно. А учиться у Екатерина Мень хочется бесконечно. Всё что я раньше знала об аутизме (собственно, как и большинство людей, которые никогда с этим не сталкивались) это то, что эти дети не любят общество. Этим детям нужно одиночество. Эти дети не могут учиться в школе. Курс «Включи меня!» совершенно перевернул мой мир. И как он бы перевернул мир детей с РАС, если бы их родители и педагоги знали хотя бы часть того, что выдают нам. А если объективно, то это должны знать все. Я всего лишь в начале курса, а уже по-другому взглянула на своих детей. Спасибо ВОРДИ и Московскому Институту Психоанализа за эти крутые курсы. То ли ещё будет ...

Татьяна Гринь
С недавнего времени я прохожу потрясающий по своей мультидисциплинарности и многозадачности курс "Включи меня". Курс довольно длинный - как сериал, захватывающий по своему содержанию с каждой "серией". Уже прошло несколько вебинаров - и, мне как родителю, давно заинтересованному в качестве образования своего особенного ребенка, как родителю уже разбирающемуся во ФГОСах и СанПинах, перечитавшему не один десяток писем Минобра, умеющему, как казалось, вставить нужное слово в разговоре с чиновниками и управленцами от образования, пришла некоторая досада, что я поздно начал учиться на этом курсе - я многое потерял. Что потерял? Потерял драгоценное время - ведь моему сыну уже 12 лет. Во-первых, я не знал до конца, что такое аутизм как диагноз, как особая образовательная потребность, хотя прослушал много других вебинаров, я не знал, что конституционное право на образование реализуется везде - независимо от региона и его бюджета по той простой причине, что мы граждане РФ, а не жители определенного региона, я не знал, что такое образовательный процесс на самом деле и какова роль там не только педагога, тьютора, но и директора, я не знал, что деньги, оказывается, не главное, а главное компетенции на всех уровнях управления образовательным процессом. На этом курсе можно узнать, как уверенно разговаривать со всеми участниками образовательного процесса, можно наконец- то понять функционал тьютора, и вообще, понять, что такое инклюзия на самом деле и, самое главное, - курс дает уверенность, как это все претворить в жизнь любому родителю и управленцу, педагогу. Курс универсальный - там учатся директора, учителя, тьюторы, завучи и, конечно, же родители. Очень рекомендую всем.

Данил Утнасунов, родитель
Наверное, из огромного потока важной и нужной информации по авторскому курсу «Включи меня» Центра проблем аутизма, Екатерины Евгеньевны Мень -данный слайд отзывается больше всего. Тьютор, только подумайте, еще до недавнего времени находился в статусе «мифического единорога». Например, тьютора очень часто путали с ассистентом в школе. Или совершенно серьезно, невербальному аутисту- первокласснику администрация школы предлагала помощника с серьезными проблемами слуха, наивно полагая убить сразу двух зайцев за один присест (трудоустроить второго). Курс очень объемный по содержанию, создается перед глазами объемная картина, где все роли участников инклюзивного процесса образования гармонично выстроены, без перекосов в сторону ущемления прав и интересов. И этот сложный механизм работает словно швейцарские часы: особые дети, нормотипичные сверстники, родители одной и второй стороны, учителя регулярных классов, тьюторы, администрация школы, куратор и ресурсный учитель. Спасибо, что вы не даете утонуть в потоке информации, помогаете ничего не бояться, сомневаясь в собственных силах, чувствовать себя более уверенно. До блеска в глазах, появляется много энергии, радужных надежд, новых идей, вдохновения и желание идти только вперед!

Ната Благушина
Хочу поделиться с вами о курсе "Включи меня" от Московского института психоанализа, который сейчас прохожу в профессиональных и личных интересах. Я мама ребенка-аутиста, педагог и юрист по образованию, а также член НКО "Новый взгляд" в г. Ульяновске, защищающей права детей с РАС. Мне открылось много полезной, актуальной, необходимой для нас информации, которая просто открыла мне глаза на происходящее, вернее на "непроисходящее" вокруг образования детей с РАС. Очень хорошая юридическая база дана, много информации просто про аутизм в целом, которую мало кто смог бы раскопать, изучить и доступно преподнести. График лекций построен удобно, можно смотреть онлайн и задавать вопросы, а можно просто запись посмотреть. Прекрасные лекторы - все понятно, содержательно и даже душевно, я бы сказала. Благодарю за возможность бесплатно пройти курс, в качестве родителя, для меня это второе дыхание просто, в условиях суровой российской и ульяновской реальности. У меня много планов по реализации материалов курса в нашем городе, наше НКО надеется на помощь со стороны властных государственных структур в этом вопросе. Благодарю вашу команду за такую работу, она, несомненно, важна для наших детей и родителей. Ждем ещё информацию, до конца курса еще много времени, следим за публикациями в соцсетях.

Елена Тарасова
Все, что происходило эти две стажировочные недели, останется в стенах школы 1465. Это было здорово, полезно, бесценный опыт общения с особенными детьми. Я еще раз убедилась в том, что здесь нет места жалости, здесь необходима поддержка и желание помочь, научить и показать, что нужно двигаться вперед вопреки всему. И что все наши проблемы, возникающие в жизни - ничто, по сравнению с тем, что приходится вынести этим детям и их родителям. Спасибо Центру проблем аутизма и школе 1465 за возможность рамках проекта "Включи меня" увидеть и попробовать, как работать с такими детьми и не сломаться.

Ковалевская Е.А.
Я являюсь слушателем программы «Включи меня» в группе родителей и НКО. Я пришла на обучение с массой вопросов: какова правовая база инклюзивного образования? как грамотно выстроить диалог с администрацией школы? как организовать финансирование проекта? как собрать команду профессионалов и создать эффективную ресурсно-тьюторскую службу в школе? На все эти вопросы и многие другие я нахожу ответы на лекциях программы, которая рассчитана на пять месяцев. Еженедельно я получаю кладезь знаний о том, как правильно и эффективно организовать учебный процесс для детей с РАС, какие технологии необходимо использовать, чтобы в полной мере организовать специальные образовательные условия для обучения в соответствии с их потребностями. Программа полностью освещает как базовые понятия разработки и построения модели инклюзивного обучения с технологией ресурсной зоны и одновременно дает представление о самых новых исследованиях, посвященных проблемам аутизма, инклюзии, о наиболее эффективных подходах и методах с научно доказанной эффективностью. В ходе лекции можно обратиться к лектору с вопросами, на которые не можешь самостоятельно найти ответ. Именно лекторы, ведущий из которых - Екатерина Мень на основе огромного многолетнего опыта реализации модели инклюзивного образования и глубоких знаний в данной области дает ценные рекомендации как на практике построить образовательные условия, соответствующие потребностям детей с аутизмом, как эффективнее реализовать права детей с ОВЗ, закрепленные законодательством РФ. Мне посчастливилось попасть в список слушателей, обучающихся по квоте Центра проблем аутизма. Я выражаю огромную благодарность и признательность за предоставленную мне возможность пройти обучение бесплатно! Все полученные на лекциях знания я буду применять на практике, чтобы процесс инклюзивного обучения детей с аутизмом нашего класса был успешным и эффективным!

Наталья Орлова
Хочу выразить огромную благодарность Юлии Пресняковой и всему педагогическому составу. Я прошла практику с первой группой тьюторского состава. Нам с коллегой Екатериной Зотовой все очень понравилось. Мы получили бесценный опыт в прикладном анализе поведения. Особенно понравился метод смешанных блоков. Работа с поведением у вас - просто на УРА! Вы такие молодцы!!! Мы очень рады, что приехали к вам на стажировку и увидели все своими глазами. Ибо очный опыт бесценен. Спасибо Вам большое!

Екатерина Гуреева
Много фактов, которые прозвучали на первой лекции, заставили сожалеть, что их не слышат представители системы образования на местах. Жаль, что нет такого обязательного повышения квалификации для администрации и учителей школ. Есть же курсы, где фигурирует ОВЗ, но содержание этих курсов не идёт ни в какое сравнение с тем массивом современной информации, которую даёте ВЫ на курсе «Включи меня!». То, что учителю доступно и можно пройти просто для "корочки", есть, а то, что нужно детям, ещё долго не будет обязательным. А ещё, очень зацепил факт о тех миллиардах, которые возвращаются как невостребованные. Это общедоступная информация? Почему так происходит? Люди в регионах не могут воспользоваться бюджетными средствами из-за сложности доступа к ним или есть другие причины? И, конечно, огромное спасибо за Ваш труд.

Юля Губаревич
Хочу выразить огромную благодарность команде проекта" Включи меня", в частности Екатерина Мень, Юлия Преснякова, Надежда Бурлака, Дарья Малышева. Считаю делом чрезвычайной важности обучения всех-всех специалистов, работающих, воспитывающих детей с РАС, так или иначе задействованных в формировании инклюзивного общества, обучаться по этой программе. Во-первых, вся информация собрана, систематизирована на базе научно-обоснованных методов. Во-вторых, подача материала настолько доступная, интересная, что 4-хчасовые вебинары пролетают как одна минута. В-третьих, имеется уникальная возможность посмотреть вживую на то, как это всё работает на практике, ведь логическим завершением программы является практика в ресурсных классах! Пожалуй, в своей жизни я ещё не видела столько счастливых детей с РАС, сколько увидела в ресурсных классах школы 1465 г. Москвы.

Ольга Коновал
В конце октября стартовал курс «РАЗРАБОТКА И ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ СТРУКТУРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ТЕХНОЛОГИЕЙ РЕСУРСНОЙ ЗОНЫ» в рамках программы «Включи меня!» с талантливым составом педагогов. В программе присутствовали 4 группы для разных специалистов, а также родителей детей с РАС. Лекции проходили в он-лайн режиме, а для тьюторов была включена практика в московской школе №1465, в которой в деталях и практических подробностях своим опытом делятся те, кто данный процесс инклюзии успешно осуществляет в ежедневном режиме. Я проходила обучение в группе №4 для учителей регулярных классов, так как хотела узнать больше о том, как сделать процесс обучения ребёнка с аутизмом в регулярном классе не только комфортным, но ещё и эффективным. По окончанию курса я получила «инструменты» работы и все необходимые знания и технологии, позволяющие построить соответствующие условия обучения для самой сложной категории детей в условиях регулярного класса. Эти знания позволят в будущем значительно эффективнее реализовывать обучение для детей с РАС. Выражаю благодарность всему составу специалистов «Включи меня!», а также АНО «Спектр А» за предоставленную возможность обучения на этом курсе.

Екатерина Борисовна Кириллова,
учитель регулярного класса, С-Петербург
Я мама двух замечательных мальчиков с РАС. Старший сын достиг возраста, в котором принято отдавать детей в школу, и мы уже 2 года готовимся к этому с применением ПАП. В следующем году мы с коллегами, тоже родителями, планируем открыть очередной «Ресурсный класс» в Новосибирске. И я запрыгнула в последний вагон, чтобы освежить и получить новые знания по программе «Включи меня», и я очень довольна.

Я встречала и слушала Екатерину Мень впервые на семинаре, проводимом в Новосибирске при поддержке АНО «Диада+1». Уже тогда была под огромным впечатлением от работы родителей детей с РАС, применяющих на практике прикладной анализ поведения не только для своих детей, но и для других. И хочу сказать, слушать столь компетентных людей очень здорово, все излагается честно и открыто. Много практического опыта, разбора распространенных ошибок, дается очень важное правильное понимание основных принципов инклюзии и работы в школе с применением Ресурсной зоны. Практически каждое слово подкрепляется научной статьей, современными исследованиями, принятыми в РФ законами и международным опытом. А уже в этом месяце случилось чудо и департамент образования Новосибирской области назначил нам школу для создания на ее базе Ресурсной зоны. На прошлой неделе мы впервые разговаривали с директором, и я чувствовала себя уверенно, в моей голове сложилась целостная картинка, и мы смогли найти общий язык. Благодаря грамотной работе родителей по всей России, в этом году нам не пришлось объяснять, почему для наших детей так важна инклюзия, мы уже разговаривали о том, как это сделать в условиях нашей школы. Вот эти исключительные знания можно получить, записавшись на программу «Включи меня». Здесь организовано дистанционное обучение не только родителей, но и будущих педагогов ресурсной зоны, тьюторов, сотрудников администрации. Спасибо большое!

Мария Маковкина
Вопросы, разъяснения, расписание, порядок зачисления по адресу программы:
inclusion1465@yandex.ru